Мнение экспертов

Финансовые аналитики: Запрет на рекламу может серьезно осложнить жизнь организаторам финансовых пирамид

19 ноябрь 2009 (16:00)

Обострившаяся ситуация в сфере мошенничества на рынке финансовых услуг заставляет регулирующие органы принимать всё новые меры.


В частности, Федеральная служба по финансовым рынкам РФ предлагает запретить рекламировать финансовые услуги компаниям, не имеющим соответствующей лицензии, — таким образом ведомство рассчитывает ограничить возможности для продвижения финансовых пирамид, а также компаний, предлагающих заработок на изменении валютных курсов. Регулятор уже направил в ФАС РФ пакет поправок к закону «О рекламе», ограничивающих рекламную деятельность финансовых компаний, сообщил вчера руководитель службы Владимир Миловидов.


В соответствии с предлагаемыми поправками финансовые услуги смогут рекламировать только профессиональные участники финансового рынка, банки и страховые компании.


Напомним, сейчас закон «О рекламе» не содержит ограничений относительно того, кто может размещать рекламу финансовых услуг, в нем есть лишь ограничения по содержанию рекламных сообщений.


Отметим, что только в 2009 году в Фонд защиты прав вкладчиков и акционеров Свердловской области за помощью обратились вкладчики 20 компаний. В списке фигурируют филиалы московских ООО «Гарант-Кредит» (она же ООО «Гарант-Инвест»), ООО «Алмаз-Инвест-Групп». Среди уральских компаний фигурируют ООО «Реал Авто Групп», КПКГ «Финансовый капитал Урала», ООО «Актив», ПК «СВ-Групп-Инвест», ПК «Уралпромторг».


Только от деятельности потребительского общества «Гарант-Инвест», по официальным данным, пострадали более 5 тыс. жителей Свердловской области.


Как известно, основным инструментом воздействия таких компаний является обещание посредством всевозможных рекламных носителей высокой доходности; в некоторых случаях она доходит до 90%.


«Секрет успеха этих компаний кроется в том числе в рекламных трюках: «повышенная доходность», «неограниченные возможности» и т.п. Про рыночные риски и риски контрагентов (кредитные риски) организациями, имеющими признаки финансовых пирамид, намеренно замалчивается. Инвестирование основано исключительно на двух компонентах: доходность и риск. И, не имея надзорного органа, используя массовую рассылочную рекламу, эти компании вовлекают клиентов в сомнительные операции с электронными деньгами в офшорных зонах», — сообщил генеральный директор ИК «Благодать Секьюритиз» Всеволод Чащин.


ФСФР РФ намерена отнять у подобных финансовых структур такую возможность. Это необходимо для того, чтобы защитить права инвесторов и снизить количество финансовых пирамид, поясняют в ведомстве.


Аналитики, продолжительное время сетовавшие на бездействие властей в решении данной проблемы, в один голос называют инициативу ФСФР эффективной. По мнению большинства экспертов, она, конечно, не сможет полностью решить проблему существования финансовых пирамид, но значительно затруднит их развитие и продвижение.


«Понятно, что от пирамид эта инициатива не спасет, так как при их создании информация нередко распространяется по неформальным каналам, однако развивать подобные проекты станет сложнее», — заявил инвестиционный консультант ИК «ФИНАМ» Андрей Сапунов.


«Запрет на рекламу финансовых услуг от нелицензированных участников можно и нужно рассматривать положительно. Во всяком случае, у административных органов появится реальный рычаг воздействия на подобного рода «участников рынка», — подчеркнул директор ЗАО «Управляющая компания» Александр Мецгер.


«Меры воздействия на финансовые пирамиды за нарушения закона «О рекламе» будут просты и, как мне кажется, эффективны. Уйдут эти организации в блоги, еще какие-то виртуальные пространства, но там клиентура достаточно искушенная и прозорливая, их на «бесплатный торговый счет» и заработок на рынке Форекс не увлечешь. А вот неискушенных инвесторов от финансовых пирамид можно уберечь такими поправками в закон «О рекламе», — считает В. Чащин.


В случае вступления поправок в силу, они, как минимум, смогут защитить доверчивых граждан, не всегда обладающих достаточным уровнем финансовых знаний, от воздействия искушающей рекламы финансовых пирамид. Кроме того, если эти поправки заработают, то к деятельности подобных организаций будет проще применять меры административного, уголовного характера.


Однако финансовые аналитики не исключают, что мошенники станут более активно использовать другие инструменты привлечения всё новых и новых вкладчиков или даже идти в обход нового закона.


«Праздновать окончательную победу над пирамидостроительством в нашей стране будет рано. Запрет на официальную рекламу не закроет менее официальные источники информации — «сарафанное радио», заборно-фонарные листовки и пр.», — считает А. Мецгер.


«Возможно, привлекать клиентов данные недобросовестные компании впоследствии будут с использованием элементов сетевого маркетинга: спам через Интернет, адресная рассылка писем, уличные собрания», — полагает заместитель генерального директора по корпоративному консалтингу ИФК «Уником Партнер» Дмитрий Земеров.


«Есть много других вариантов — от продвижения своего бренда через спонсорские проекты до прямых продаж. Кроме того, многие компании, работающие по принципу «кухни», имеют лицензии профучастников. Правда, соответствующей деятельностью они не занимаются, зато смогут использовать наличие лицензий для обхода ограничений по рекламе. Кроме того, чаще всего они рекламируют не сами услуги, а обучение», — пояснил А. Сапунов.


Таким образом, экспертное сообщество не теряет надежды, что ФСФР РФ в перспективе прибегнет к более жестким мерам в отношении мошеннических организаций, в частности к усилению административной и уголовной ответственности, а до сего момента специалисты советуют гражданам быть бдительными и не поддаваться на уловки недобросовестных финансовых структур.

Другие материалы по теме: