01.07.2009

PR тонущих

30 июня пресс-службы ОАО «НПК «Уралвагонзавод» и Evraz Group объявили о подписании Меморандума о сотрудничестве между двумя предприятиями. Согласно совместному заявлению сторон, соглашение подразумевает, что Нижнетагильский металлургический комбинат должен стать приоритетным поставщиком металлопродукции для УВЗ, и устанавливает порядок определения цен на нее. Также в меморандум включены статьи о сотрудничестве предприятий в области создания вагонов и другой продукции железнодорожного назначения.


Между тем эксперты, следящие за ситуацией в Нижнем Тагиле, полагают, что данный меморандум практически лишен какого бы то ни было экономического содержания и по сути своей является не более чем PR-акцией двух градообразующих предприятий индустриальной столицы Свердловской области. И главная его задача — попытаться сохранить хотя бы видимость стабильности работы промышленных гигантов, от которых напрямую зависит судьба Нижнего Тагила.


Нельзя исключать, что документ — плод работы специально привлеченного на должность советника генерального директора «Уралвагонзавода» по внешним связям PR-специалиста Евгения Рошкова, одной из основных задач которого в настоящий момент становится выстраивание конструктивных отношений Олега Сиенко с властно-административными элитами Свердловской области, и постоянные критические высказывания губернатора Эдуарда Росселя в адрес руководителя УВЗ лишь подчеркивают растущую роль PR-составляющей в действиях нынешнего менеджмента «Уралвагонзавода».


Утверждения меморандума о том, что предприятия НТМК станут приоритетными поставщиками металла для УВЗ, по сути, не открывают ничего нового. НТМК был, есть и останется основным поставщиком УВЗ, хотя бы в силу географического положения. Из-за значительных транспортных издержек металл с НТМК всегда будет для «Уралвагонзавода» выгоднее любого другого. И это ясно безо всяких меморандумов. Более того, в нынешней ситуации тотального снижения цен и падения спроса на продукцию цветной металлургии странно было бы ожидать, что нижнетагильские металлурги отказали бы вагоностроителям в поставках своей продукции.


Проблема обоих предприятий, и прежде всего «Уралвагонзавода», заключается в низкой востребованности их продукции рынком. И именно поэтому они напоминают наблюдателям двух тонущих, пытающихся спастись, опираясь друг на друга.


Напомним, что «Уралвагонзавод» с начала года более чем вдвое сократил объемы производства гражданской продукции по целому ряду направлений. Изготовление некоторых номенклатур прекратилось полностью. Согласно данным СМИ, до 10 тысяч сотрудников предприятия переведены на «непрофильные» работы — уборку территории, строительство и так далее. Более 3 тысяч человек занимаются общественными работами по благоустройству Нижнего Тагила.


И ситуация эта может усугубиться. Предприятие до сих пор не урегулировало целый ряд спорных вопросов с основным потребителем своей продукции — ОАО «Российские железные дороги». Руководство транспортной монополии имеет к нижнетагильским вагоностроителям целый ряд существенных претензий, которые нисколько не изменились со сменой генерального директора УВЗ. А в ситуации экономического кризиса и снижения объемов закупок подвижного состава это может оставить «Уралвагонзавод» без заказа или перевести его на «голодный паек». Только недавно на предприятии планировали сократить до 24 тысяч человек, чего не произошло лишь из-за вмешательства властных структур.


Очевидно, что предприятие, находящееся в подобной сложной ситуации, вряд ли будет наращивать объемы потребления продукции черной металлургии, что перечеркивает весь экономический смысл меморандума.


В то же время эксперты не исключают, что документ может иметь политический подтекст. Некоторые эксперты склонны рассматривать его как своеобразный «демонстративный пакт о сотрудничестве», заключенный двумя крупнейшими предприятиями Нижнего Тагила. Предположения о том, против кого планируют «дружить» НТМК и УВЗ, также уже появились в среде экспертов.


Они отмечают, что в тексте меморандума ни разу не упомянуто ни правительство Свердловской области, ни губернатор, в то время как еще совсем недавно подобные «антикризисные» мероприятия осуществлялись при посредстве региональных властей. Уже один этот факт может быть весьма показательным.


Подписание меморандума становится тем более значимым, что новое руководство УВЗ (прежде всего — недавно назначенный генеральный директор предприятия Олег Сиенко) находится в открытом противостоянии с областной властью, поддерживавшей предыдущего руководителя УВЗ Николая Малых. Руководство региона отвечает новым менеджерам взаимностью. Так, на прошедшей 30 июня пресс-конференции губернатор Свердловской области Эдуард Россель прямо обвинил генерального директора «Уралвагонзавода» Олега Сиенко в безнравственности.


«Я сказал Олегу Сиенко, что это безнравственно — допускать распространение различной информации о бывшем директоре предприятия Николае Малых. Это неэтично. Сегодня вы занимаетесь Малых — завтра займутся вами», — отметил Э. Россель.


Не исключено, что в этом противостоянии руководство УВЗ приняло решение заручиться поддержкой другой мощной промышленной группы, действующей на территории Урала и хотя бы отчасти зависящей от потребностей «Уралвагонзавода». Возможно, именно этим желанием и объясняется подписание меморандума.


Насколько продуктивным может оказаться такое противостояние и насколько крепким окажется союз НТМК и УВЗ — покажет время.
Вернуться в раздел » Мнение экспертов
Материалы по теме
13.11.2013 ОАО «НПК «Уралвагонзавод» примет участие в строительстве завода во Вьетнаме

УрБК, Екатеринбург, 13.11.2013. ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» планирует участвовать в ...

20.09.2012 ОАО «НПК «Уралвагонзавод» намерено создать в Казахстане предприятие по ремонту бронетанковой техники

УрБК, Екатеринбург, 20.09.2012. В рамках IX Форума межрегионального сотрудничества России и Казахстана в г. Павлодаре ...

06.07.2009 Олег Сиенко: директор конфликта

Продолжается эскалация конфликта между губернатором Свердловской области и новым генеральным директором ...

30.06.2009 Губернатор Свердловской области Эдуард Россель: Распространение нынешним директором «Уралвагонзавода» Олегом Сиенко различной информации о бывшем директоре Николае Малых — неэтично и безнравственно

УрБК, Екатеринбург, 30.06.2009. «В ходе рабочей встречи с генеральным директором НПК «Уралвагонзавод» Олегом Сиенко мы ...

02.06.2009 Руководство ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» рассматривает вариант проведения дополнительной эмиссии акций в пользу государства на 4 млрд. рублей

Задолженность ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» перед кредиторами достигла 39 млрд. рублей. ...