Обзор прессы
19.02.2009

«Вечерний Екатеринбург» и Виктор Толстенно «Трудимся в полсилы, а кое-где и в четверть»

Федеральная служба государственной статистики (Росстат) опубликовала данные об индексах промышленного производства в январе 2009 года — в сравнении с показателями января и декабря 2008 года, а также динамику производства по видам экономической деятельности в январе нынешнего года и по месяцам года минувшего.


В целом в январе с. г. российская промышленность работала на уровне 84% от объёмов производства января прошлого года и на уровне 80,1% от объёмов декабря. Судя по представленной Росстатом динамике последних 13 месяцев, можно говорить о том, что экономический спад начался с ноября (промышленные индексы ноября-2008 по отношению кноябрю-2007 — 91,3%; декабря-2008 к декабрю-2007 — 89,7%). Январь-2009, как видим, тенденцию только усилил.


Но справедливости ради следует сказать, что первые «звоночки» для российской экономики прозвучали всё же чуть раньше — и это подтверждается той же статистикой. Скажем, индексы промышленного производства I квартала прошлого года вышли ниже, чем аналогичные показатели IV квартала 2007 года — всего 93,8%; в апреле, мае, июне и августе российская промышленность ежемесячно производила продукции на 1—4% меньше, чем периодом раньше. Поэтому едва ли следует списывать внутренние экономические проблемы на исключительно внешние обстоятельства конца прошлого года.


Скорее, внешние обстоятельства лишь объёмно высветили все главные проблемы в российской экономике. Ориентир на экспортное благополучие с поставками углеводородов, металла, леса, минеральных удобрений есс и импортное замещение товаров и продуктов, отсутствующих в России, давал относительные плюсы в благополучные времена — и выдал полный сбой в глобальный кризисный период. Во многих сегментах наша промышленность попросту неконкурентоспособна.


Возьмём, скажем, автомобилестроение и некоторые сегмента из этой цепочки. Автопром в январе-2009 работал только на 23,6% от января-2008 и на 47,3% от декабря-2008 — по грузовым автомобилям, на 20,3% и 19,0% соответственно — по легковым автомобилям, на 16,6% и 15,3% — по выпуску автобусов. Шин автомобильных, для сельхозмашин, мотоциклов и т. п. произвели только 16,9% и 20,5%. В упадке производство вычислительной техники и запчастей к ней — 37,2% и 20,9% от прежних объёмов. За месяцы кризиса наполовину меньше стали производить цемента, кирпича, железобетона, других строительных материалов, металлоизделий, резины и пластмасс, электро— и оптического оборудования.


Но что особо настораживает — серьёзно упало производство в некоторых из секторов, которым государство решило выделить или уже выделило помощь.


Тот же автопром, которому только по линии государственных закупок гарантированы 12,5 млрд. рублей из бюджета Федерации, а в целом помощь от государства всему отечественному автопрому выливается, по расчётам экспертов, в 600 млрд. рублей, — как видим, практически встал. Ведомства не спешат с заявками, продажи автомобилей на свободном рынке упали примерно на 40%, остаются, по сути, невостребованными «спонсорские» 2 млрд. рублей, отпущенные Правительством на субсидирование банкам процентных ставок по кредитам на покупку гражданами российских автомобилей...


Не случайно аналитики в голос утверждают, что снижение продаж отечественных автомобилей в 2009 году может быть в диапазоне 25—50%. И мы уже имеем примеры, когда автомобильные концерны для минимизации потерь от снижения спроса повышают цены на свои авто.


Возникает резонный вопрос: если концерны периодически останавливают конвейер, переводят персонал на сокращённую рабочую неделю, — надо ли вкачивать в эти гиганты деньги налогоплательщиков? Может быть, стратегически верным было бы высвободившуюся рабочую силу направить на возведение нового, с нуля, автомобильного производства — самой современной модификации? При таком строительстве и смежные отрасли оживятся — металлургия, индустрия стройматериалов, машиностроение, химическая промышленность и проч.


Государство могло бы вместо спонсирования устаревших автопроизводств субсидировать новые, технологически революционные. Не думаю, что мировые автомобильные гиганты откажут нам в выдаче лицензий на производство — за хорошие деньги сегодня они нам и оригинальную "версию продадут. Тем более что опыт подобных приобретений у нас имеется («ГАЗ», как известно, — изначально «Форд», «Жигули» — из Италии, да и «родители» большинства других российских моделей также на Западе).


Если в наших мыслях просто «пережить кризис», тогда мы заранее отводим себе роль аутсайдеров в посткризисное время. Если в наших планах использовать кризис для переналадки экономики — значит, при исполнении этого плана у нас появляется реальный шанс выйти на лидирующие позиции. Третьего пути попросту не дано.
Вернуться в раздел » Обзор прессы
Материалы по теме
29.01.2010 В Свердловской области зафиксирован рост объемов в химическом производстве, производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования

УрБК, Екатеринбург, 29.01.2010. В декабре 2009 года индекс промышленного производства в области по полному кругу ...

14.01.2010 В 2009 году производство грузовых автомобилей в ЗАО «Автомобили и моторы Урала» сократилось более чем на 70%

УрБК, Москва, 14.01.2010. В России производство грузовых автомобилей в январе — декабре 2009 года составило 35,5% к ...

29.07.2009 В I полугодии 2009 года объемы производства грузовых автомобилей в ЗАО «АМУР» сократились на 74,3%

УрБК, Москва, 29.07.2009. Производство грузовых автомобилей в России в январе — июне 2009 года составило 39,4 тыс. шт., ...

29.06.2009 Производство легковых автомобилей в РФ в январе — мае 2009 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилось на 61,5%

УрБК, Москва, 29.06.2009. Производство легковых автомобилей в январе — мае 2009 года сократилось на 61,5% по сравнению ...

06.03.2009 Индекс промышленного производства в Свердловской области за январь 2009 г. по отношению к январю 2008 г. составил 74,8%

УрБК, Екатеринбург, 06.03.2009. Индекс промышленного производства в Свердловской области за январь 2009 г. к январю ...