Российский автомобильный рынок: в ожидании передела
Юрий Рыбальченко

Аналитический бюллетень «VIP-консультант» рассматривает ситуацию, сложившуюся на отечественном автомобильном рынке после введения новых ввозных пошлин на продукцию зарубежного автопрома.





В конце прошлого года председатель Правительства РФ Владимир Путин подписал постановление «О внесении изменений в Таможенный тариф в отношении некоторых моторных транспортных средств».


Согласно документу, повышаются импортные пошлины на легковые и грузовые автомобили, а также меняется с 7 до 5 лет срок отнесения легковых автомобилей к категории подержанных.


На новые автомобили, а также на подержанные до трех лет пошлины устанавливаются в размере 30% или от 1,2 до 2,8 евро за 1 куб. см объема двигателя, от трех до пяти лет — 35% или от 1,2 до 2,8 евро, старше пяти лет — процентная ставка не устанавливается, пошлина составит от 2,5 до 5,8 евро в зависимости от объема двигателя.


Согласно мнению экспертов, самые популярные подержанные иномарки — семилетние по цене от 3000 до 5000 евро. Для этой категории автомобилей пошлины удвоят цену для конечного покупателя. Как отмечают участники рынка, Honda Accord 1999 года выпуска с двигателем 2 л в Японии стоит 3000 евро. Её таможенное оформление до введения новых пошлин стоило 4400 евро. По правилам, которые действуют с января 2009 года, на таможне за нее нужно будет заплатить уже 8000 евро (288 000 руб.). То есть размер пошлины будет выше нынешней конечной цены автомобиля, которая вырастет в полтора раза.





Падение спроса





Напомним, автомобильная отрасль еще до повышения таможенных пошлин испытывала на себе влияние финансового кризиса. В группе риска оказались практически все российские компании, осуществляющие продажу автомобилей как отечественного, так и импортного производства.


У автодилеров, как и у всех отраслей, возникли проблемы с заемными ресурсами. Это и резкое сокращение или полное закрытие кредитных линий, и невозможность рефинансировать взятые ранее займы, и проблемы с окупаемостью последних инвестиционных проектов. В то же время у продавцов автомобилей появилась более серьезная проблема, чем все вышеперечисленное.


До конца августа 2008 года с использованием различных схем кредитования продавалось от 50% до 90% (в зависимости от марки) всех автомобилей на российском рынке. Однако уже в сентябре 2008 года многие банки начали сокращать собственные программы автокредитования, увеличивать проценты по ним, ужесточать требования к заемщику и размеру первоначального взноса.


В октябре 2008 года многие кредитные организации вообще отказались от данного вида кредитования, полностью «заморозив» выдачу займов на приобретение автомобиля.


«Из 7 банков, ранее предоставлявших автокредиты, с нами продолжают сотрудничать только 4. Причем практически все подняли процентные ставки за пользование кредитом и увеличили первоначальный взнос в среднем на 20%», — отмечает руководитель отдела продаж ООО «Автоцентр «Вольф» Андрей Авхабеев.


«С началом финансового кризиса банки-партнеры у нас остались те же самые, что были раньше, но большинство из них либо отказались от программ автокредитования, либо приостановили их на неопределенный срок. Количество выдаваемых автокредитов существенно сократилось. Можно сказать, в два раза. Мы это тоже связываем с мировым финансовым кризисом», — сообщают в отделе автокредитования автосалона «UZ-Daewoo-Екатеринбург» (ООО «Масико»).


«Объем продаж автомобилей в кредит в нашем автосалоне снизился. Количество банков, которые выдают кредиты на покупку автомобилей, значительно сократилось», — сообщил старший менеджер отдела продаж автосалона «Тойота центр Екатеринбург Юг» Павел Толмачев.


Следствием стало резкое сокращение объемов продаж большинства автодилеров. В первую очередь пострадали представители наиболее дорогих автомобильных брендов, продажи которых в период кризиса практически встали.


В не менее тяжелом положении оказались и дилеры относительно недорогих иномарок, традиционно приобретаемых в кредит.


Ассоциация европейского бизнеса подсчитала, насколько снизился спрос на автомобили отдельных марок. Так, уже в сентябре 2008 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, снизились объемы продаж на автомобили таких элитных иностранных марок, как Hummer (- 26%); Alfa Romeo (- 18%); Porshe (- 13%); Ford (-13%) и Volvo (- 35%). Что касается иномарок более низкой стоимости, то продажи автомобилей KIA снизились на 11%; Hyndai — на 2%; Renault — на 4% и Mitsubishi — на 25%.


В октябре 2008 года это снижение продолжилось. В итоге по сравнению с аналогичным периодом 2007 года в России на 38% снизился спрос на автомобили марки Hummer (за 10 месяцев 2008 года снижение спроса составило 2%). Продажи Alfa Romeo за октябрь упали на 50% (за 10 месяцев — на 63%). Схожая ситуация наблюдалась и с автомобилями марки Cherry (по итогам октября спрос упал на 72%, за 10 месяцев снижение составило 53%) и Porsche — 64% (за 10 месяцев снижение составило 6%). Также в октябре на 31% снизились продажи Cadillac, спрос на Ford и Volvo снизился на 18% и 20% соответственно, на 27% снизились продажи Hyundai, на 20% — Nissan. Кроме того, по итогам октября 2008 года спрос снизился на такие марки, как KIA (на 24%), Mercedes-Benz (на 10%), Chrysler (на 19%) и Dodge (на 42%).


Также в результате финансового кризиса и сворачивания банками автокредитных программ упали продажи автомобилей российских производителей.


«Наши продажи в IV квартале 2008 года упали достаточно существенно. В основном автомобили покупали в кредит. Это число составляло порядка 70% от всех продаж. Теперь, когда многие банки перестали давать кредиты на приобретение автомобилей, объемы продаж оставляют желать лучшего. В настоящее время осталось только 3 или 4 банка из прежних 30, которые готовы предоставить кредит на покупку автомобиля», — отмечает старший менеджер ООО «Автолада-Сервис» (автосалон «Атлантик») Владимир Шельпяков.


В несколько более привилегированном положении оказались официальные представители крупнейших мировых автопроизводителей, имеющих собственные кредитные программы. Однако и они испытывают определенные трудности с объемом продаж.


Такое положение дел резко обострило конкуренцию между автодилерами. Уровень продаж им пришлось выравнивать довольно большими скидками на автомобили. Скидка стала условием существования на рынке.


«В IV квартале прошлого года наши продажи падали, но благодаря скидкам мы смогли довести объемы продаж декабря почти до уровня декабря 2007 года. К примеру, скидки на Chevrolet составляли в тот период от 7 до 10%, на Opel — от 5 до 10%», — сообщил менеджер отдела корпоративных продаж ООО «Ок-Транс» (автоцентр «Глазурит») Петр Лапин.


«Самым тяжелым месяцем для нас был ноябрь 2008 года. Тогда уровень продаж был чрезвычайно низок. В декабре ситуация существенно улучшилась, в основном благодаря скидкам, которые предлагались покупателям. Многие банки свернули свои кредитные программы, и теперь продажи идут в основном только за наличный расчет», — считает менеджер по продажам ЗАО «Автосан» Вячеслав Исаев.


Специалисты не исключают, что, несмотря на предпринимаемые автодилерами меры по увеличению продаж, уже в ближайшее время можно ожидать сокращений персонала автоцентров, сворачивания ряда проектов и даже закрытия наименее рентабельных салонов.



Увеличение цены





С января этого года многие автодилеры заявили о повышении цен в автосалонах. Причиной повышения, по мнению продавцов автомобилей, является именно увеличение таможенных пошлин. Помимо этого, по их мнению, на цену повлияет падение рубля и укрепление иностранной валюты.


«С начала 2009 года цены на автомобили действительно выросли. Так, машины марки Chevrolet выросли в цене в среднем на 9—10%, Opel — на 9%, Saab — на 8%. Hummer и Cadillac в цене пока не изменились. Такое повышение может быть вызвано повышением пошлин на ввоз иномарок. Также на цену автомобилей мог повлиять и рост курса иностранной валюты», — рассказывает менеджер отдела корпоративных продаж ООО «Ок-Транс» (автоцентр «Глазурит») Петр Лапин.


«Цены на автомобили повысятся в январе на 7—8%. Это произойдет вследствие повышения таможенных пошлин на ввоз иномарок. Цены на модели прошлого года также возрастут, что связано с инфляционными процессами», — отмечает Андрей Авхабеев.


Согласно оценкам агентства «Автостат», наиболее существенные изменения цен произойдут с автомобилями марки BMW, которые в среднем подорожают на 11—16%, Brilliance, BYD, Great Wall и FAW — на 15—20%, Skoda (производство Чехия) — на 8—11%, Subaru — на 15% и Volvo — на 10—15%.


В меньшей степени подорожает Chevrolet (на 5—8%), Mercedes-Benz (на 3,4—6,1%), Toyota (на 3—8,1%), Ford (на 5%), Lexus (на 3,2—4,8%) и Aston Martin (на 4,5%).


«Автомобили, которые пришли на продажу после 10 января, имеют цену, большую на 8—10% по сравнению с ранее установленной. То есть автомобили в зависимости от класса подорожали на 30—150 тыс. руб. Основной причиной удорожания стало повышение таможенных пошлин на ввоз иномарок», — считает Вячеслав Исаев.


С 10 декабря 2008 года ООО «РОЛЬФ Импорт» (официальный дистрибьютор Mitsubishi Motors в России) повышает цены на автомобили модельного ряда марки.


«Что касается новых цен на модельный ряд в 2009 году, то у нас, как у любого из импортёров иностранной автомобильной марки, имеющих большинство затрат в валюте, просто не остаётся другого выхода, кроме изменения цены. Немаловажно, что таможенные пошлины также установлены в валюте и составляют значительную часть в структуре цены нового автомобиля иностранного производства», — заявил главный исполнительный директор ООО «РОЛЬФ Импорт» Дмитрий Роткин.





Итог





Кризис приводит к сжиманию рынка. Все меньше становится людей, которые могут за наличные купить автомобиль. Очевидно, что в этих условиях выживут те, кто предложит наиболее выгодную цену.


Государство, увеличив пошлины, дало большое преимущество отечественному производителю. В это число попадают и представители иностранных марок, которые собирают автомобили в России. В результате их продукция получит большое преимущество перед ввозимыми иномарками.


Сейчас в России работают заводы, выпускающие Ford, Renault («Автофрамос»), Volkswagen, Skoda, Toyota, Kia («Ижавто»), Hyundai («Тагаз»). Всего в России, по данным «АСМ-холдинга», за январь — октябрь было произведено 1,26 млн. автомобилей, 516 281 из которых — иномарки российской сборки. За тот же период, по данным таможни, было ввезено 1,74 млн. машин.


Иностранные производители, открывшие производства в России, выигрывают от введения таможенных пошлин. Тем же, кто не успел создать в стране собственных производств, придется искать возможности для снижения цены либо уходить с рынка.

Другие материалы по теме: