На вопросы ИАА «УралБизнесКонсалтинг» ответил заместитель директора сети медицинских центров СМТ-Клиника Андрей Подшивалов.
— Андрей Николаевич, сразу 18 врачей СМТ-Клиники были удостоены премий самого масштабного в России медицинского конкурса «ПроДокторов2020». Как удалось добиться такого результата?
— Высокие места врачей стали для клиники приятным сюрпризом. Мы искренне гордимся результатами наших специалистов. Особенно радует, что премии вручаются по результатам отзывов пациентов. Это значит, что клиенты довольны нашими докторами и лечением. Отзывы сегодня — один из самых объективных способов оценить и качество клиники, и профессионализм врачей. И нужно работать над тем, чтобы в будущем году улучшить наши результаты.
— Нужен ли вообще медицине особый маркетинг и реклама?
— Прошло то время, когда пациенты искали хорошего платного доктора, потому что альтернативной была просто пугающая советская поликлиника в части сервиса. Сейчас мы живем в ситуации колоссальной конкуренции. В последние годы число коммерческих клиник выросло, многие из них из узкопрофильных стали многофункциональными. На пятки им наступает и ведомственная, и государственная медицина, где так же растет уровень качества медицинских услуг, приобретается современное оборудование, хотя и продолжается серьезное отставание по части сервиса.
В этой ситуации, для того чтобы успешно работать, частной клинике необходимо выделяться на общем фоне. Конечно, в первую очередь нужно отличаться качеством оказываемых услуг, квалификацией докторов, современным оборудованием. Но и маркетинг оказывается очень важным инструментом, который позволяет индивидуализировать клинику и привлечь пациентов.
— Как вы начали заниматься медицинским маркетингом?
— Когда в 2013 году я пришел из СКБ-банка (участвовал во многих интересных рекламных кампаниях) в медицинский маркетинг, здесь было просто «непаханое поле». Тогда основатель СМТ-Клиники врач уролог-андролог, хирург Александр Валерьевич Петров, увидев креативную рекламу банка, попросил сделать что-то аналогичное. Мне на тот момент было совершенно непонятно, как продвигать эти услуги и клинику из трех букв. Все, кто этим занимался, действовали по наитию или неким внешним лекалам. Когда я обратился к членам гильдии маркетологов с вопросом «есть ли у вас кейсы продвижения клиник на разных жизненных этапах», мне ответили, что таких кейсов у нас в уральском регионе нет, нужно смотреть столичный и зарубежный опыт.
Выяснилось, что в России есть два принципиальных подхода к медицинскому маркетингу — московский и питерский. У них есть своя специфика и модельность. Москва ориентирована в первую очередь на продукт и гламурную картинку. Питер более живой, там основная идея — это обращение к пациенту, его проблемам. Эта модель оказалась нам ближе, и именно она была положена в основу долгосрочной концепции продвижения СМТ-Клиники.
За рубежом медицинский маркетинг, конечно же, на порядок более развит. Там все «интуитивные» методы были исследованы еще в начале прошлого века, и сложились четкие лекала работы с маркетинговыми сообщениями, отработано таргетирование по целевым аудиториям, наработаны приемы донесения месседжей. Маркетинг медицинских услуг в США, Германии, Израиле находится на космическом уровне. При формировании наших концепций, конечно же, использовал и их опыт.
Но есть и своя региональная специфика, которая не позволяет напрямую заимствовать их подходы. Например, в Германии очень высок авторитет врача, доверие к нему. Грубо говоря, если доктор сказал так, значит, по-другому никак. У нас люди так слепо авторитетам не верят, у нас всегда появляется вопрос «а может что-то постараемся придумать». И это необходимо учитывать. Так как есть два вида пациента: первый — хронический и второй — обычный, и подход выстраивания коммуникации разный, и это нужно учитывать обязательно.
— Есть ли особенности у уральского медицинского маркетинга?
— Скажу иначе — своя специфика есть у того, как уральцы воспринимают рекламу медицинских услуг. У нас не проходит «гладкая», красивая и выхолощенная реклама. Наш народ везде ищет ершистость, остроту, подтекст, второе дно. Реклама, чтобы дойти до потребителя и стать популярной, должна быть немного хулиганской, «колючей», провокационной. Только тогда это «цепляет» уральцев.
Уральцами очень ценится юмор («Уральские пельмени» собирают миллионы). Но при этом важно не перейти тонкую грань и не скатиться в трэш — он вызывает однозначное отторжение.
Именно поэтому у нас в рекламе постоянно появляются двусмысленные темы про «подзарядим вас опять на Серова, 45», «на Серова, 45 восстановим тыл опять», «увеличь свой КПД, за здоровьем в СМТ», наше фирменное «ёпрст с геморроем в СМТ!». Это то, что работает, то, что нравится аудитории. А ни гламурная московская, ни рафинированная питерская реклама без адаптации у нас не выстреливает. Причем острые, «ершистые» кампании работают настолько хорошо, что в массовом сознании остаются навсегда!
УрБК, Екатеринбург, 26.11.2020. У будущих мам Екатеринбурга появилась возможность комфортно и безопасно подготовиться к ...
13.11.2020 Ольга Марковская: Нам хочется помогать детям, и они это ценятНа вопросы ИАА «УралБизнесКонсалтинг» ответила главный врач клиники CМТ-Кидс Ольга Марковская ...
10.11.2020 Врачи СМТ-Клиники признаны лучшими по профессииПремии «ПроДокторов2020» удостоены 18 специалистов клиники ...
29.09.2020 Евгений Дёмин: За здоровьем — в СМТНа вопросы ИАА «УралБизнесКонсалтинг» ответил директор СМТ-Клиники Евгений Дёмин ...
25.09.2020 Евгений Дёмин: За здоровьем — в СМТНа вопросы ИАА «УралБизнесКонсалтинг» ответил директор СМТ-Клиники Евгений Дёмин ...