Статьи
02.09.2020

«Светлый»: парковочный тупик

ИАА «УралБизнесКонсалтинг» продолжает серию обзорных материалов, посвященных концепциям развития новых кварталов Екатеринбурга. В центре внимания — квартал «Светлый», возводимый компанией TEN Девелопмент между Кольцовским трактом и Северным Химмашем в лесополосе на границе с парком им. Лесоводов России.

TEN Девелопмент позиционирует «Светлый» как «современный комфортабельный жилой квартал, который расположен в живописном экологически чистом уголке Екатеринбурга. Основная отличительная особенность комплекса, которая является и его конкурентным преимуществом, — окружающий его с трех сторон парк им. Лесоводов России и берег Нижнеисетского водохранилища, находящийся в 750 метрах от комплекса. Микрорайон идеален для тех, кто желает наслаждаться природой, спокойствием и в то же время пользоваться преимуществами городской жизни».

Квартал фактически является анклавом, отделенным от Екатеринбурга лесом. В составе микрорайона площадью 7 гектаров уже возведено пять и строится еще как минимум два многосекционных дома в 25-31 этаж. Большинство помещений в «Светлом» — студии размером около 20 кв. метров. Есть некоторое количество 1- и 2-комнатных квартир. Все помещения находятся в ценовой категории «эконом». Общее количество жителей района может достигать 10 тыс. человек. С точки зрения плотности заселения это одна из самых «нагруженных» екатеринбургских территорий.

Интересно отметить, что концепция района не поощряет семейственность. Небольшие студии не предназначены для семьи даже с одним ребенком. Единственный на весь жилой комплекс детский сад на 250 мест обозначен на сайте застройщика как находящийся «в перспективе». Ближайшая школа расположена в 7 км на Химмаше, добраться до нее без автотранспорта через лес фактически невозможно. Секции, кружки, детские спортивные, музыкальные, художественные школы, центры творчества в районе отсутствуют как класс. Существующая инфраструктура рассчитана на одиночек или пары без детей.

С градостроительной точки зрения «Светлый» — архетипический суперспальный район: отдаленное от центра города место, предназначенное исключительно для того, чтобы провести ночь. Квартал фактически лишен рабочих мест, все жители вынуждены уезжать на работу в город. Учитывая, что «Светлый» не богат на места проведения досуга, тем более для 10 тыс. человек, а размер студий в 20 кв. метров не стимулирует жителей проводить много времени дома, район отличается огромным маятниковым трафиком — утром до 95% жителей уезжают из «Светлого» и возвращаются в него поздно вечером. В такой ситуации наличие личного автомобиля является чуть ли не необходимостью: в противном случае и работа, и развлечения, и шопинг для жителей района оказываются малодоступны.

Именно поэтому транспортная проблема в различных своих проявлениях оказывается для «Светлого» одной из ключевых. Выезд из района осуществляется либо по Кольцовскому тракту (в сторону Кольцово, чтобы попасть в город, будет необходимо развернуться), либо через Химмаш и перегруженную Щербакова.

Второй вопрос — хранение личного автотранспорта. В ситуации, когда большая часть жилых объектов — малогабаритные студии и большая часть их жителей перемещаются на собственном автотранспорте для того, чтобы жить нормальной социальной жизнью, эта проблема встает особенно остро.

«Светлый»: парковочный тупик
Особенности парковки в «Светлом»

Естественным следствием такой ситуации становятся проблемы с парковкой автомобилей в ночное время. Вечером и ночью найти свободную площадку для того, чтобы оставить машину, практически невозможно. Узкие внутриквартальные дороги, не предназначенные для парковки, из двухполосных превращаются в однополосные. Многие жители паркуются за пределами дорожного покрытия — на газонах и просто на земле. Потом грязь с их колес оказывается на улицах Екатеринбурга.

«Светлый»: парковочный тупик
Половина автомобилей припаркована в грязи

С одной стороны, TEN Девелопмент предпринимает меры к решению данной проблемы. У квартала существует большая «гостевая» парковка на несколько сотен автомобилей. Но, судя по складывающейся ситуации, этих мест не хватает уже сейчас. А ситуация обещает усугубиться с введением в эксплуатацию новых объектов: в ближайший год TEN Девелопмент должен сдать дома № 6 и № 7, в каждом — несколько сотен студий. В проекте компании — дома № 8 и № 9.


Парковки «Светлого»: мест нет даже на газоне

Перспективным решением проблемы, по мысли девелопера, должно стать строительство 4 многоэтажных паркингов вместимостью по 493 машино-места каждый. Продажи мест на парковках уже идут. Но, судя по количеству предложений, пока идут они медленно: количество свободных мест очень велико и значительно превышает число проданных.

Интересно отметить, что, согласно проекту, возведение многоэтажных паркингов планируется на том месте, где сегодня существуют открытые «гостевые» парковки. То есть фактически для «обычных» жителей района, не купивших «машино-место» у девелопера, возможности оставить свой автомобиль на улице в будущем сильно уменьшатся.

«Светлый»: парковочный тупик
Жители микрорайона не хотят оставлять машины в паркинге

К тому же опыт других районов новостроек, ориентированных на сегмент «эконом», показывает, что такие ожидания застройщика могут не оправдаться. Покупая студию за 1 млн 300 тыс. руб., часто с использованием заемных средств и ипотеки, к тому же имея кредитный автомобиль, люди не склонны платить еще 360 тыс. руб. за место в паркинге. Тем более что в отличие от квартиры покупка эта обладает весьма сомнительной ликвидностью: продать машино-место в полупустом паркинге, конкурируя при этом с застройщиком, можно только с очень большим дисконтом. Если же места в паркинге будут продаваться в долевую собственность, то реализовать его потом будет еще сложнее.

В результате и жители, и застройщик сталкиваются с концептуальной и сложно разрешимой проблемой: без автомобиля жить в «экологическом районе» «Светлый» очень сложно, а хранить его фактически негде. От того, сможет ли девелопер решить эту дилемму, во многом зависят дальнейшие перспективы развития «Светлого».
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
11.08.2016 В Екатеринбурге появятся еще 550 платных парковочных мест

УрБК, Екатеринбург, 11.08.2016. В Екатеринбурге создадут несколько новых платных парковок. Об этом сообщает ...

17.06.2013 К «ЭКСПО-2020» в Екатеринбурге будет создано более 36 тысяч парковочных мест

Екатеринбург продолжает участие в борьбе за право проведения Всемирной универсальной выставки «ЭКСПО-2020». Одно из ...

17.06.2013 К «ЭКСПО-2020» в Екатеринбурге будет создано более 36 тысяч парковочных мест

УрБК, Екатеринбург, 17.06.2013. Екатеринбург продолжает участие в борьбе за право проведения Всемирной универсальной ...

01.12.2011 В Екатеринбурге начала работу перехватывающая муниципальная парковка

УрБК, Екатеринбург, 01.12.2011. Первая перехватывающая муниципальная парковка появилась в Екатеринбурге у новой станции ...

29.11.2011 Жильцы ЖК «Бажовский» проведут акцию протеста против резкого повышения цен на аренду машино-мест в паркинге

УрБК, Екатеринбург, 29.11.2011. Завтра в Екатеринбурге жители ЖК «Бажовский» проведут акцию протеста. Жильцы будут ...