Статьи
01.09.2020

Андрей Зуев: Городу не хватает продуманной культурной политики

Андрей Зуев: Городу не хватает продуманной культурной политикиНа вопросы информационно-аналитического агентства «УралБизнесКонсалтинг» ответил менеджер в сфере культуры Андрей Зуев.

— Андрей Валерьевич, что, на ваш взгляд, сегодня нужно изменить в культурной сфере Екатеринбурга?

— Очень часто слышу этот вопрос. Действительно, у нас вроде бы есть сильные учреждения всех уровней (федеральные, региональные, муниципальные), есть театры и музеи, культурно-досуговые центры. Много представителей частной и общественной инициативы в сфере культуры и искусства. Даже у религиозных организаций тема культуры и искусства так или иначе фигурирует.

Вроде все есть, но чего-то не хватает. И это самое главное — на мой взгляд, городу не хватает продуманной культурной политики. Культурная политика — это вектор развития всей культуры, понимание целей и задач развития. Культурную политику на территории Екатеринбурга выстраивает Управление культуры, объединяя ресурс всех субъектов культурной жизни. Понятно, что развитие самой муниципальной сферы культуры важно для жителей, для имиджа города, для того, чтобы качество жизни горожан было высоким. Но, все-таки должно быть понимание, какие цели ставит город перед сферой культуры. Куда мы все идем, и для чего нам нужна сфера культуры и искусства? Как мы привносим культуру в те территории, где ее нет, например, новостройки, отдаленные территории. Какие категории жителей мы еще не охватили своим вниманием?

— Как, на ваш взгляд, нужно ответить на эти вопросы?

— Культура не может существовать сама по себе, она выполняет определенные идеологические задачи. И эти задачи прописаны в основах культурной политики Российской Федерации: преодолеть недоверие граждан к власти, с одной стороны, и социальное иждивенчество, с другой стороны. Таким образом, вектор развития муниципальной культуры должен быть выстроен таким образом, чтобы, с одной стороны, быть полезным городу (городской администрации), а с другой стороны — поддерживать всех субъектов творческой активности на территории муниципального образования, содействовать желанию горожан участвовать в культурной жизни.

Таким образом, можно разделить субъекты муниципальной культуры на два блока. Во-первых, это официальные субъекты культурной жизни (те, учредителем которых является город Екатеринбург, а оперативное управление ими осуществляет Управление культуры). Во-вторых, неофициальные субъекты культурной жизни (частные и коммерческие организации, творческие группы, отдельные персоны, общественные организации).

И те, и другие — важные звенья в культурной политике. Оба типа субъектов должны активно развиваться, постоянно обогащая культурную среду Екатеринбурга, создавая культурный продукт, добавочную стоимость, рабочие места и имидж города.

— Какие проблемы стоят перед муниципальными учреждениями культуры?

— Если говорить о муниципальных учреждениях, то здесь самая главная проблема — мотивация кадров. После почти двух десятков лет реорганизаций и чисток в этой сфере, отсутствия притока новых должностных единиц специалистов в учреждения новые идеи рождаются с трудом. За отдельным исключением тиражируется уже сложившийся опыт, который лишь оборачивается новым названием, техническими новинками. При этом в своем концептуальном содержании и полезности для города, как правило, ничего нового нет. Те же театры, музеи, коллективы, артисты и репертуары. Это самая большая проблема, хотя многие называют такое положение сложившейся традицией. Для преодоления этой тенденции необходимо создать систему мотивации не только для руководителей учреждений, но и для специалистов.

Она заключается как в материальном стимулировании труда, так и в повышении мастерства. У города есть ресурсы для этого: например, можно использовать возможности ЕАСИ (Екатеринбургская академия современного искусства), переформатировать методический центр управления культуры для решения задач повышения квалификации специалистов (организовывать стажировки, курсы и участие в конференциях и семинарах в ведущих культурных центрах России и за рубежом). Уверен, что хранителям музейных фондов будет интересно, как процесс хранения и учета экспонатов организован в ведущих музеях России. Можно много других примеров привести. Необходимо создавать конкурентную среду не только между учреждениями, но и растить кадры, учеников. В то же время многие руководители хотят быть незаменимыми.

Другой важный аспект развития официальных субъектов культурной жизни состоит в развитии их материально-технической базы. Для многих до сих пор не решены вопросы пожарной безопасности, технической оснащенности зрительных залов и учебных классов, текут крыши, помещения нуждаются в капитальных ремонтах. Во многих территориях города вопрос низового уровня культурного развития не решен — культурно-досуговые центры, школы искусств, библиотеки. При этом решить эти вопросы можно с помощью предпринимателей. Например, в микрорайоне Академический располагается офис одного из крупнейших в России производителей одежды сцены и компании, которая осуществляет строительство и оснащение концертных залов. Мне кажется, что принять участие в создании культурного центра на территории того же Академического было бы для них не только имиджевым, но и интересным коммерческим проектом. Необходимо просто выстроить работу с такими инвесторами.

— С неофициальной культурой взаимодействие должно строиться по-иному?

— Второй блок субъектов культурной политики — неофициальные: общественные организации, творческие группы, отдельные художники, композиторы, музыканты. Это постоянно растущий пласт творческого потенциала города. С такими субъектами культурной жизни необходимо очень плотно сотрудничать. И речь идет не только о том, чтобы выдавать им деньги, хотя конкурсы грантов для поддержки НКО и творческих групп могли бы быть полезны. Их хотя бы нужно знать и объединять их ресурс для достижения целей культурной политики. Мне кажется, что городской культуре нужен общественный совет, который объединит неофициальный ресурс культуры. Возможно, необходим некий совместный форум, на котором эти представители культурной жизни могут себя презентовать и рассказать о проблемах, которые у них существуют. Таким неформальным представителям искусства можно содействовать предоставлением выставочных площадей, мастерских, концертных площадок, информационно их поддерживать, давать письма поддержки и многое другое. У сферы пока нет такого лидера, за которым могут идти люди.

Как раз неформальные субъекты культурной жизни могут закрыть те направления работы и жанры, которые не культивируются муниципальной сферой, но могут быть красивой «фишкой» для города. В том числе содействовать развитию креативной индустрии, большим творческим проектам, большим городским праздничным формам (мне кажется, что в этом направлении гигантский ресурс у парка Маяковского).

Еще одно направление, в котором я вижу большой объем работы, — это информационная политика сферы культуры. Очевидно, что растущее предложение требует все большее количество потребителей. И привлечение профессионалов в эту сферу будет перспективно. Зрителей нужно не только привлекать средствами информационной работы, но и выращивать, поэтому необходима городская культурно-просветительская программа в этом направлении.

— Какое практическое применение может найти культурная политика Екатеринбурга?

— Приведу простой пример: совсем скоро Екатеринбург будет праздновать 300 лет основания. Сейчас я не вижу понимания, какой сфера культуры придет к этому событию. А это не только городской праздник и салют. Это в первую очередь четкое планирование событий: издание книг, создание спектаклей, поддержка творческих горожан, демонстрация культурного потенциала города через гастроли и выездные выставки в соседних регионах и столичных городах и многое другое. И вот для координации всей этой деятельности и нужна культурная политика.

Не стоит забывать, что сфера культуры — это не только духовная составляющая города, но и отдельная сфера деловой активности. И я поздравляю работников сферы культуры с началом нового учебного года и творческого сезона. Желаю новых творческих проектов, благодарных зрителей и процветания!
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
27.08.2019 Екатеринбург: меняем культурные парадигмы

Что нужно городу, чтобы стать новой культурной столицей ...

11.10.2013 Александр Якоб утвердил прогноз реализации культурной политики до 2016 года

Глава администрации Екатеринбурга Александр Якоб утвердил предварительный прогноз реализации культурной политики на ...

11.10.2013 Александр Якоб утвердил прогноз реализации культурной политики до 2016 года

УрБК, Екатеринбург, 11.10.2013. Глава администрации Екатеринбурга Александр Якоб утвердил предварительный прогноз ...

17.05.2011 В Екатеринбурге зарегистрировано 160 нежилых объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности

УрБК, Екатеринбург, 17.05.2011. На заседании комиссии по муниципальной собственности Екатеринбургской городской Думы ...

10.05.2011 В Свердловской области учреждены гранты для учреждений культуры и искусства

Начиная с 2012 года в Свердловской области учреждениям культуры и искусства, иным организациям, осуществляющим ...