Статьи
06.04.2020

Госконтракты на карантин не уходят

Госконтракты на карантин не уходятВведение в России режима самоизоляции и особых мер по борьбе с коронавирусом поставило на грань выживания практически весь малый и средний бизнес в стране. При этом в группу особого риска, наряду с туроператорами, заведениями торговли и общественного питания, попадают и организации реального сектора экономики, занимающиеся выполнением контрактов с государственными и муниципальными структурами и компаниями.

Такой частный бизнес сталкивается со сложной дилеммой. С одной стороны, у него есть необходимость соблюдать карантинные мероприятия — свернуть работы, отпустить сотрудников в самоизоляцию. За нарушение этих мер ему грозят серьезные штрафы, которые в случае юридических лиц измеряются сотнями тысяч рублей — суммами, не просто чувствительными, а разорительными для малого и среднего бизнеса.

С другой стороны, у бизнеса есть обязательства по государственным контрактам, которые, как правило, жестко ограничены определенными сроками. Любой выход за пределы этих временных интервалов грозит серьезными неустойками, переносом сроков оплаты на неопределенное время, в худшем случае — отказом в приемке работ и даже внесением в черный список недобросовестных поставщиков. А для компании это означает крах: это и потеря наработанной годами репутации, и фактическая невозможность продолжать дальнейшую работу на тендерных площадках, и персональные санкции против руководства и собственников.

При этом сроки исполнения госконтрактов, как правило, рассчитываются не в «рабочих днях», а четко привязаны к конкретным календарным датам, поэтому сдвинуть их автоматически из-за введения в России «коронавирусных выходных», обладающих непрозрачным юридическим статусом, явно не получится. Так как на большей части страны не введен режим Чрезвычайного положения или Чрезвычайной ситуации, то и сослаться на форс-мажорные обстоятельства у предпринимателей возможности не будет.

Головной боли бизнесу добавляет и ситуация с формами оплаты госконтрактов. В большинстве случаев предприниматели вынуждены сначала за собственный счет приобретать необходимые для проведения работ материалы, за свой счет оплачивать труд работников, а деньги получать только после приемки работ, часто еще и с отсрочкой, составляющей два-три месяца.

Многим бизнесам для проведения работ приходится брать кредиты, а увеличение сроков сдачи автоматически означает увеличение сроков кредитования, часто за пределы ранее оговоренных. Предприниматели сталкиваются с лишними тратами и даже со штрафными санкциями со стороны банков. Введение правительством кредитных каникул при этом помогает мало: во-первых, они касаются весьма ограниченного числа отраслей, во-вторых, доказать, что просрочка происходит именно из-за коронавируса, очень сложно, часто просто невозможно.

А сроки сдачи работ увеличиваются неизбежно, и часто не только из-за вынужденного простоя бизнеса из-за режима самоизоляции. Многие представители бизнеса уже сейчас столкнулись с целым рядом проблем, связанных с тем, что государственные или муниципальные служащие, обязанные осуществлять приемку работ по госконтрактам, не могут этого сделать, так как находятся на карантине, самоизоляции или работают удаленно. В результате акты приемки работ не подписываются неделями, а без них оплата невозможна. Такая правовая коллизия, при которой работы сданы, но не приняты, возникла у огромного числа предприятий уже в этом апреле.

И это не единственная проблема. В государственных и муниципальных структурах, в том числе в госкомпаниях, в отпуск на самоизоляцию отправлены бухгалтерии. Во многих структурах бухгалтерии являются режимными объектами, и удаленный доступ к рабочим местам, защищенным специальными системами, прямо запрещен. Это, кроме всего прочего, означает, что бухгалтеры физически не могут оплатить уже принятые работы в течение всего времени режима самоизоляции. Учитывая, что официально нерабочих дней в России может быть больше 35 подряд, для бизнеса это означает существенную задержку платежей.

При этом предприниматели, обслуживающие государственные контракты, фактически остались один на один со своими проблемами. Государство не только не оказывает им помощи, но даже не объясняет, как правильно вести себя в сложившейся ситуации, по каким правилам действовать. Никакой внятной официальной позиции, изложенной в нормативных актах или законах, просто не существует.

При этом текущее законодательство, определяющее правила работы с бюджетными средствами и деньгами госкомпаний, отличается особой жесткостью, и любое отклонение от первоначальных условий контракта может привести к очень неприятным последствиям, вплоть до уголовного преследования. При этом любое движение представителей госструктур навстречу предпринимателю, оказавшемуся в сложной ситуации, может быть истолковано как проявление коррупции со всеми вытекающими последствиями.

Конечно, в значительной части государственных и муниципальных структур у заказчиков есть понимание сложности текущей ситуации, и они выходят на прямой, часто неформальный, контракт с предпринимателями и решают возникающие вопросы в частном порядке. Ведь и заказчик, и исполнитель в равной степени заинтересованы в выполнении условий договора и в возможности дальнейшей работы, ведь жизнь после коронавируса не закончится. Но, к сожалению, пока подобные контакты остаются исключительно вопросом доброй воли государственных и муниципальных служащих, они никак не определены государством. Более того, чем больше государственная организация, тем реже можно ожидать от нее подобной готовности пойти на компромисс.

Все это ставит подрядчиков по государственным контрактам в крайне сложное положение, а само выполнение работ по ним — в зависимость от множества факторов, на которые предприниматель не может напрямую повлиять.

Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
03.04.2020 Вице-губернатор Павел Креков: Режим самоизоляции продлится в Свердловской области до 20 апреля

УрБК, Екатеринбург, 03.04.2020. Режим самоизоляции и выходных дней, связанный с борьбой с распространением ...

16.03.2020 Из-за коронавируса и девальвации рубля могут пострадать 80-90% малых предприятий

Президент Фонда развития предпринимательства Свердловской области Владимир Лобок рассказал УрБК о негативном влиянии ...

16.03.2020 Владимир Лобок: Из-за коронавируса и девальвации рубля могут пострадать 80-90% малых предприятий

УрБК, Екатеринбург, 16.03.2020. Президент Фонда развития предпринимательства Свердловской области Владимир Лобок ...

23.05.2017 Долги МУПов разоряют малый бизнес

Муниципальные организации задолжали свердловским предпринимателям 1 млрд 300 млн рублей ...

15.01.2015 Владимир Лобок: У бизнеса нет денег на благотворительность.

УрБК, Екатеринбург, 15.01.2015. Из-за ухудшения экономической ситуации представители малого и среднего бизнеса стали ...