Статьи

Стройка по Генплану

20 февраль 2020 (13:40)

Стройка по Генплану В ближайшие годы в Екатеринбурге будет поострено более 5,4 млн кв. м. жилья. Что касается критических оценок отдельных девелоперов, то она вызвана новыми подходами к проектированию жилых объектов и социнфраструктуры в Генплане до 2035 года, а также нежеланием идти на диалог с властями по обеспечению жилых кварталов детсадами, школами и дорогами.

Заявленный объем в 5,4 млн кв. м. жилья более чем реален. Это условие обеспечит тот факт, что уральская столица является одним из российских лидеров по темпам и объемам вводимого жилья. Об этом свидетельствуют реальные показатели: по итогам 2019 года в городе был построен и введен в эксплуатацию рекордный объем жилья — 1 млн 340 тыс. кв. м.

При этом по проекту Генерального плана развития Екатеринбурга в городе предполагается увеличить объем жилого фонда почти в 1,5 раза (с 40,6 до 67,93 млн кв. м.) и почти в три раза количество детсадов (со 132 тыс. до 370 тыс. мест). С учетом такого роста жилой застройки власти предусмотрели и развитие транспортной составляющей: Екатеринбург планируется соединить новой трамвайной веткой с Верхней Пышмой, район Академический — с районом Солнечный, новые маршруты общественного транспорта будут проложены из активно застраиваемых теперь районов в центр и к удобным для горожан точкам пересадки.

В связи с этим городские власти неоднократно демонстрировали курс на диалог с крупными застройщиками. Не случайно в рамках обсуждения проекта Генплана-2035 с девелоперами было проведено нескольких специальных совещаний.

Казалось бы, понимание находится, но то тут, то там в адрес администрации раздается критика. Одно из последних таких заявлений сделал на днях депутат думы Екатеринбурга, управляющий по недвижимости «Группы ЛСР» на Урале Владимир Крицкий. Объектом его резких заявлений стал Генплан, стратегический подход и давний козырь застройщиков — отсутствие земельных аукционов и стремление городских властей ввести паспорта для отдельных элементов жилой застройки.

Впрочем, заявление Крицкого ни для кого не стало неожиданностью. Тезисы о том, что политика администрации Екатеринбурга, направленная на сворачивание бесконтрольной коммерческой жилой застройки без учета развития необходимой инфраструктуры, может привести к сокращению объемов сдачи жилья, озвучивались еще в прошлом году. Однако практика их опровергла: 2019 год стал рекордным по объемам ввода жилой недвижимости. И ограничением по новым объектам обещает стать не проблема с получением разрешений на строительство, а падающий спрос: уже сейчас многие новостройки стоят нераспроданными и наполовину, в то время как 10 лет назад дома распродавались еще на стадии котлована.

Претензии застройщиков к стремлению городской администрации согласовывать внешний вид зданий также неновы. В то же время понятно, что до последнего времени такие согласования были чуть ли не единственным действенным способом городской администрации остановить строительство объектов, откровенно не обеспеченных социальной инфраструктурой.

Очевидно стремление администрации города заменить этот неудобный и часто используемый не по прямому назначению инструмент на новый, более удобный. Именно это является одной из целей нового Генерального плана развития города, который предусматривает деление Екатеринбурга на 57 планировочных районов.

Они выделены с учетом развития, плотности застройки, а также особенностей проживающего в них населения — потребностей, занятости, уровня доходов и других социально-экономических аспектов.

Утверждение единых правил для района с учетом развитости его инфраструктуры позволит отказаться от управления строительством «в ручном режиме» с помощью согласования архитектурного облика, а введение моратория на застройку отдельных направлений даст возможность остановить неконтролируемое расползание «человейников» без детских садов, школ и поликлиник.

Такой подход необходим для администрации Екатеринбурга и для жителей. Точно так же, как и созданные в 2019 году «тепловые карты» социальной инфраструктуры, объектов ЖКХ, зеленых зон и транспортной инфраструктуры. И планировочные районы, и «тепловые карты» позволяют «интерактивно» посмотреть уже сейчас, в каком направлении и в какой конкретной точке будет освоено городское пространство в ближайшие 15 лет.

В такой ситуации недовольство девелоперов свидетельствует не столько об опасениях за объемы вводимого жилья, сколько о нежелании совместно с городскими властями развивать социальную инфраструктуру наряду с бизнес-планами по вводу и продаже квартир. Стоит ли говорить, что пострадает от этого население и городское пространство.

Другие материалы по теме: