Статьи
16.10.2019

«Высок риск провала показателей»

«Высок риск провала показателей» Мусорная реформа, начавшаяся менее года назад, не принесла ожидаемых результатов. Кроме увеличения платы за вывоз мусора, других изменений в процессе сбора и переработки бытовых отходов практически не наблюдается. К такому выводу пришла федеральная Счетная палата. По ее мнению, основные показатели мусорной реформы сформулированы неэффективно: положения госпрограммы «Охрана окружающей среды» и нацпроекта «Экология» в части сбора и транспортировки ТКО не позволяют оценить прогресс в достижении этих показателей. Подтверждением тому является ситуация в Свердловской области, где из 12 мусороперерабатывающих комплексов и полигонов не заложено ни одного производства и площадки. И хотя операторы начали собирать с физических и юридических лиц деньги, «мусорный цикл» остается архаичным — в отличие от соседних регионов Свердловская область оказалась не способна выйти на новые схемы сбора ТКО.

Отсутствие конкретики в положениях мусорной реформы создает риск провала поставленных показателей, пришли к выводу аудиторы Счетной палаты, изучив госпрограмму «Охрана окружающей среды» и нацпроект «Экология». Например, в документах нет ключевых показателей эффективности и экономического обоснования ввода в промышленную эксплуатацию мощностей по утилизации и обработке ТКО. Следовательно, неясна их будущая эффективность. Также в госпрограмме «Охрана окружающей среды» отсутствуют меры и целевые показатели по стимулированию раздельного сбора мусора. В результате не описана технология отделения пищевых отходов от остальных видов мусора и переработка на предприятиях.

При этом в 2019 году в резервный фонд правительства РФ были возвращены 3 млрд 321,8 млн руб. федерального бюджета — более 90% средств, предусмотренных на реализацию федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами».

«Высок риск недостижения цели и целевых показателей по эффективному обращению с отходами производства и потребления», — заключили в Счетной палате.

Ситуация на местах подтверждает выводы о проблемах с раздельным сбором мусора. Так, в Свердловской области за 9 месяцев в деле сбора и сортировки отходов не изменилось практически ничего. Вопрос о раздельном сборе отходов уже даже не поднимается. Строительство новых полигонов и мусороперерабатывающих заводов тормозится на стадии выбора места размещения. Сама реформа вызывает массовое недовольство населения. Все три оператора по работе с отходами фактически самоустранились от контактов со своими клиентами.

Накануне появилась информация о проблемах раздельного сбора мусора в Екатеринбурге. Со ссылкой на и.о. директора екатеринбургского МУП «Спецавтобаза» Наталью Зубову сообщалось, что сбору препятствуют отдельные пункты законодательства Свердловской области. Так, в территориальной схеме обращения с ТКО отсутствует реестр контейнерных площадок и не отражен механизм раздельного сбора. Это тем более странно, что в структуре регионального Заксобрания существует специальная комиссия по проблемам мусорной реформы.

В невозможности организовать в Екатеринбурге раздельный сбор недавно расписался и замглавы горадминистрации Алексей Бубнов. По его словам, пока в городе сохранится прежняя система сбора отходов.

В такой ситуации в Свердловской области и окрестностях Екатеринбурга наблюдается серьезный дефицит полигонов для хранения, утилизации и переработки ТКО. О нем постоянно говорят представители министерства энергетики и ЖКХ Свердловской области, когда обосновывают потребность в строительстве мусороперерабатывающих заводов и полигонов.

Всего в регионе планировалось построить 12 мусоросортировочных комплексов, рассчитанных на прием 1,5 млн т отходов в год. Возведение и запуск таких комплексов должны состояться в нижнетагильской агломерации (на 180-200 тыс. т отходов в год), в Краснотурьинске (100 тыс. т в год), в Красноуфимске (100 тыс. т в год). Заводы планируется построить в Алапаевске, Асбесте, Туринске и Талице — каждый на 50-100 тыс. т.

Для нужд Екатеринбурга планировалось строить два мусоросортировочных завода мощностью 400 тыс. т отходов в год каждый, модернизировать Широкореченскую линию (200 тыс. т в год) из расчета утилизации в Екатеринбурге и окрестностях порядка 1 млн т отходов в год. Власти Свердловской области не раз декларировали, что все заводы будут построены до конца 2024 года.

В общем, стартовавшая с задержкой реформа (с января 2019 года в отличие от других субъектов, — прим. ред.) буксует, а региональная территориальная схема размещения отходов не доработана до сих пор. Договоры на сбор и вывоз ТКО в Свердловской области заключены с тремя региональными операторами: в Восточной зоне (центр в Екатеринбурге) — с ЕМУП «Спецавтобаза», Западной — с ООО «ТБО Экосервис», Северной (Нижний Тагил) с ООО «Компания «Рифей».

При этом раскритикованные Счетной палатой юридическая и техническая «сырость» документов по мусорной реформе присущи региональным концепциям и проектам. Все это привело к тому, что минэнергетики и ЖКХ Свердловской области не может согласовать проекты инвесторам мусорных заводов. В других случаях их отклоняют из-за возмущения местных жителей.

Ранее сообщалось о подписании концессионного соглашения по строительству завода и полигона в Красноуфимске на 100 тыс. т. В I квартале его вынесли на общественное обсуждение и местность назвали «Уральский Шиес» — жители выступили против. О самом проекте было известно мало: оператор ООО «ТБО Экосервис» начал проектно-изыскательские работы для госэкспертизы проекта. Сроком строительства завода было заявлено II полугодие 2019 года.

В августе 2019 года Свердловский облсуд приступил к рассмотрению иска жителя Красноуфимска Андрея Баженова, который требует отменить результаты общественных слушаний о строительстве мусоросортировочного завода и полигона в Красноуфимске. Истец утверждает, что в слушаниях приняли участие жители Красноуфимского городского округа, тогда как жителей Красноуфимска туда не пригласили. Перед этим — в мае — в этом городе состоялся протестный митинг, где жители выступили против мусоросортировочного завода, полигона и результатов общественных слушаний. Под требованием запретить ООО «ТБО Экосервис» возведение объектов собрали 9 тыс. подписей.

В настоящее время решение по иску Андрея Баженова пока не вынесено, а проект завода и полигона в Красноуфимске находится на экспертизе Росприроднадзора. Соответственно, решения по нему минэнергетики и ЖКХ Свердловской области не приняло и не факт, что оно будет положительным. Как, например, было с заводом по переработке ТКО в Сысертском районе, против которого высказалась Росавиация.

Все это заставляет усомниться в жизнеспособности и реалистичности планов, заявленных свердловскими властями и регоператорами. При этом 2024 год, что называется, не за горами, а с учетом протестного настроя населения Свердловской области и слабости правовой и юридической базы мусорной реформы на федеральном и областном уровнях — «существует риск провала» заявленных регионалами показателей.
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
15.10.2019 В Счетной палате РФ раскритиковали основные показатели реформы мусорной отрасли как неэффективные

Основные показатели реформы мусорной отрасли сформулированы неэффективно, не позволяют оценить прогресс и создают риск ...

15.10.2019 В Счетной палате РФ раскритиковали основные показатели реформы мусорной отрасли как неэффективные

УрБК, Москва, 15.10.2019. Основные показатели реформы мусорной отрасли сформулированы неэффективно, не позволяют ...

23.07.2019 «Мусорные» риски Урала

Сроки строительства мусорных полигонов в Свердловской области на грани срыва ...

03.04.2019 В Челябинской области внедрят систему раздельного сбора мусора

УрБК, Челябинск, 03.04.2019. Врио губернатора Челябинской области Алексей Текслер намерен внедрять в регионе систему ...

17.10.2018 В Свердловской области не определились с точными сроками «мусорной реформы»

УрБК, Екатеринбург, 17.10.2018. В Свердловской области не определены точные сроки проведения всех этапов «мусорной ...