Статьи
17.04.2019

Офисный пролетариат кормят втридорога

Офисный пролетариат кормят втридорога На первом или втором этажах практически всех крупных офисных центров Екатеринбурга работают небольшие торговые точки, рассчитанные на обслуживание сотрудников компаний, расположенных в здании. В их ассортименте преобладают разного рода «перекусы» — снеки, сладости, батончики, газированные напитки, лапша и супы быстрого приготовления, йогурты и мороженое — все то, что офисные работники могут купить себе на обед. В некоторых точках продаются готовые обеды, которые можно разогреть в микроволновой печи в офисе или прямо в магазинчике — тогда его оборудуют столиком для быстрого приема пищи. Здесь встречается как продукция местных кейтеринговых компаний — разного рода «обеды в баночках», так и продукция крупных федеральных брендов. В качестве дополнительного ассортимента некоторые торговые точки предлагают и другие товары, которые могут пригодиться офисным работникам в повседневной рабочей жизни: от бумаги для принтеров до предметов личной гигиены.

Отличительной чертой таких магазинчиков и киосков являются цены. Как правило, они значительно выше средних по рынку. Как показывает собственное исследование УрБК, проведенное в пяти офисных центрах Екатеринбурга, в среднем стоимость продуктов питания в таких торговых точках на 15-100% выше, чем в сетевых гастрономах.

При этом максимальная наценка наблюдается на скоропортящиеся продукты с относительно невысоким спросом, например, молоко, орехи, шоколад. Минимальная — на жевательную резинку, зажигалки, мелкие товары длительного хранения и «не первой необходимости». Самые ходовые товары — мороженое, газировка, чипсы — в среднем стоят на 30% дороже, чем в магазине.

Эксперты потребительского рынка полагают, что главная причина существования такой наценки — готовность сотрудников офисов платить за удобство. Если сотрудник может себе позволить переплатить несущественные для него 20-50 рублей за то, чтобы не выходить на улицу за бутылкой газировки или пакетом лапши, то и именно такая «плата за лень» и будет заложена в стоимость.

Другая причина возможности существования столь высокой наценки — отсутствие конкуренции и фактический монополизм. Как правило, в торговом центре существует всего одна торговая точка, и потому ее владельцы могут устанавливать практически любые цены на свою продукцию, ориентируясь не столько на себестоимость, сколько на платежеспособный спрос. Если за какой-то товар сотрудники офисного центра готовы платить в два раза дороже его обычной цены, то наценка обязательно достигнет 100%.

Единственным ограничителем аппетитов владельцев таких точек становится расстояние до ближайшего магазина или торгового центра с аналогичной продукцией. Если он расположен через дорогу, то наценки оказываются весьма скромными. Если же до магазина идти 2-3 квартала (такая ситуация, например, существует в центре Екатеринбурга), то цены растут пропорционально этому расстоянию.

Впрочем, люди, близкие к этому бизнесу, отмечают, что высокая прибыльность таких точек — скорее миф, чем реальность. На самом деле многие из них существуют на грани окупаемости и регулярно меняют собственников. Достаточно часто владельцы подобного бизнеса ищут инвесторов, готовых поверить в его высокую доходность и купить точку или целую сеть офисных магазинчиков. Но покупатель достаточно быстро убеждается в наивности своих представлений и, в свою очередь, выставляет объекты на продажу.

Как отмечают собственники такого бизнеса, главная причина высокой наценки очевидна: это низкая проходимость. Каким бы большим ни был офисный центр, все равно его работники не смогут обеспечить даже половины того потока покупателей, какой есть у обычного магазина или ларька на остановке.

При этом ассортимент таких точек ограничен: они продают только то, что покупатели съедят на рабочем месте. И с этим тоже ничего поделать нельзя: в киоске в офисном центре люди не готовы покупать еду домой. Они предпочитают сделать это либо в большом магазине по пути, либо в маленьком, формата «у дома». В результате средний чек в таких точках колеблется в пределах 120 руб.

При этом значительную часть наценки «съедает» зарплата продавца, которая составляет основную часть расходов подобного бизнеса. Если в крупном сетевом магазине в конечной цене товара она составляет величину в районе 1%, то в маленькой торговой точке — до 10-15%. В результате в среднем редкая точка приносит своему владельцу больше 30-50 тысяч руб. в месяц.

«Куда прибыльнее ставить автоматы по продаже напитков или снеков. Тут расходы только на электричество и аренду, и они и вправду копеечные. И нервотрепки с кадрами — никакой», — резюмирует владелица продуктового магазина в офисном центре.
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
28.07.2017 Муниципальная столовая Екатеринбурга продавала хлеб в школах города с наценкой в 2000%

УрБК, Екатеринбург, 28.07.2017. ЕМУП «Столовая № 41» при оказании услуг общественного питания в школьных столовых ...

01.06.2016 За прошедший год стоимость шоколада выросла на 21,4%

УрБК, Москва, 01.06.2016. За прошедший год средняя стоимость шоколада выросла на 21,4%, а с 2014 года на 76%. Об этом ...

23.01.2015 Александр Оглоблин: Небольшие магазины в области не могут влиять на уровень цен

УрБК, Екатеринбург, 23.01.2015. Случаи резкого и сильного роста цен в периферийных городах области — явление вполне ...

23.01.2015 В городах Свердловской области цены на продукты растут быстрее, чем в Екатеринбурге

УрБК, Екатеринбург, 23.01.2015. Небольшие города Свердловской области сильней всего почувствовали на себе рост цен на ...

20.07.2011 Жадный собственник против экономного арендатора: противостояние продолжается

Центр Екатеринбурга традиционно считается удачным местом для торговли. Стрит-ритейл процветает, что отражается и на ...