Статьи

Уральский промтуризм «буксует»

5 апрель 2019 (17:44)

Уральский промтуризм «буксует» В Екатеринбурге в рамках круглого стола представители туротрасти Урала совместно с коллегами из Москвы и других регионов обсудили развитие промышленного туризма в России. Эксперты отметили, что направление развивается достаточно медленно, далеко не все поставленные задачи за отчетный период удалось решить. В частности, остаются актуальными проблемы доступности режимных промышленных объектов, наличия сформированного турпродукта, рентабельности непрофильной деятельности для предприятий.

Отметим, что Федеральный совет по развитию промтуризма в России был учрежден в начале октября 2017 года. Тогда же были определены основные задачи развития данного направления. По словам вице-президента Российского союза туриндустрии Юрия Барзыкина, спустя полтора года они решены не в полном объеме. Также не создана электронная карта объектов промтуризма, которая давала бы целостное представление о возможностях регионов.

Эксперты отмечают, что основными проблемами, с которыми сталкиваются организаторы экскурсий на предприятия Свердловской области, по-прежнему остаются доступность режимных объектов и обеспечение безопасности туристов. В некоторых муниципалитетах они признаны непреодолимыми, в связи с чем заинтересованным сторонам приходится отказываться от посещения экскурсионными группами действующих предприятий и фокусировки внимания на выведенных из эксплуатации производствах.

«У нас возникли определенные проблемы с оборонными предприятиями, заставившие нас перестраиваться. Для нас наибольший интерес сейчас представляет исторический промтуризм. На территории Нижнего Тагила удалось сохранить бывший демидовский завод с оборудованием XVIII века, но многие памятники находятся в заброшенном состоянии. На их базе нужно создать объекты показа с соответствующей инфраструктурой, обеспечить безопасность туристов», — пояснил представитель администрации Нижнего Тагила.

Однако здесь встает вопрос финансирования: рентабельность подобных проектов, особенно удаленных от Екатеринбурга, сомнительна. Поэтому для бизнеса они обычно неинтересны, а для властей города — неподъемны.

Что же касается действующих предприятий, даже в случае решения проблемы с доступом в текущих экономических условиях большинство из них не готовы заниматься непрофильным и неперспективным бизнесом. Ситуацию усугубляет то, что прием экскурсий зачастую мешает производственному процессу.

«Это должен быть бизнес. Но сколько туристов нужно принимать ежемесячно, чтобы затраты на такой проект окупались, особенно если объект расположен, допустим, в 300 км от Екатеринбурга? Кто поедет туда специально и обеспечит необходимый турпоток? Думаю, промтуризм можно рассматривать как составляющую при хорошем региональном турпродукте», — пояснил президент Уральской торгово-промышленной палаты (УТПП) Андрей Беседин.

Впрочем, в сфере индустриального туризма существуют примеры успешных разработок крупных предприятий, однако они основываются на имиджевых составляющих и социальной ответственности холдингов за развитие территорий своего присутствия. Так, в Челябинской области ПАО «ММК» представило комплексный турпродукт, востребованный в регионе и за его пределами.

«Руководство Магнитогорского металлургического комбината стало инициатором создания туристических маршрутов: оно хотело, чтобы предприятие было открытым, дети могли увидеть, где работают их отцы. В ходе реализации проекта мы решили целый ряд проблем, связанных с безопасностью, обучили экскурсоводов, обеспечили сувенирную продукцию, места для фотосъемки. Продажи ведем сами, в том числе через сайт, но также работаем с турагентствами. Но что касается рентабельности, для ММК промтуризм — имиджевое направление, связанное со стратегией развития Магнитогорска», — пояснила представитель предприятия.

Также способствовать реализации проектов в сфере промышленного туризма могло бы привлечение федерального финансирования. Однако, по словам экспертов, на сегодняшний день в целевые программы такие разработки не входят и в стратегии развития туризма до 2035 года, а также «дорожной карте» на ближайший период они не значатся.

«Сегодня формируется положение о субсидировании туроператоров, но там нашей темы нет», — отметил Юрий Барзыкин.

«Если эту проблему мы не донесем на федеральный уровень, то рискуем до 2035 года остаться без развития промышленного туризма», — полагает исполнительный директор Уральской ассоциации туризма Михаил Мальцев.

Таким образом, за последние полтора года промтуризм как в Свердловской области, так и в России в целом развивается лишь за счет отдельных инициатив со стороны крупных предприятий. В основном же направление не может преодолеть обозначенные еще в начале формирования проблемы и выйти на качественно новый уровень.

Другие материалы по теме: