Статьи
24.04.2018

Турбизнес: одной ногой «в тени»

Турбизнес: одной ногой «в тени» Значительная финансовая нагрузка, которую несут российские туроператоры, на фоне невысокой динамики восстановления спроса на турпродукт приводит к появлению все новых способов экономии средств бизнеса. Весомая доля этих схем выходит за рамки правового поля, создавая неравенство среди участников рынка и угрожая интересам потребителей. Эксперты отмечают, что сегодня порядка 90% операторских компаний различными способами уходят от обязательных платежей.

Как отметили участники состоявшегося 23 апреля 2018 года ежегодного общего собрания членов ассоциации «Турпомощь», в 2017 году около 30 туроператоров подали в Ростуризм заявление об освобождении их от необходимости получения фингарантий, поскольку они сформировали в достаточном объеме Фонд персональной ответственности. Однако проверки показали, что компании пытались освободиться от платежей на основе некорректной информации о своей деятельности.

«Как было озвучено на совещании, не слишком ответственные участники рынка, положив в Фонд персональной ответственности небольшую сумму — 20-100 тыс. руб., заявили, что это и есть 7% от их оборота, и фингарантии им не нужны. Но эта схема не сработала. Две компании были исключены из реестра туроператоров, у остальных не приняли документы», — рассказал исполнительный директор Уральской ассоциации туризма (УАТ) Михаил Мальцев.

По его словам, на сегодняшний день нет ни одного туроператора, который бы действительно выполнил требование о наполнении Фонда персональной ответственности на установленные законодательством 7% от оборота. И попытка отказаться от фингарантий в данном случае — лишь одна из схем ухода от платежей, которые сегодня практикуют многие операторские компании.

«Такие попытки обойти нормы закона предпринимаются постоянно. Вообще, есть большие вопросы к объемам «теневого» рынка туристических услуг. По подсчетам некоторых экспертов, только 10% компаний сегодня полностью находятся в правовом поле, о чем свидетельствует объем средств, перечисленных в «Турпомощь». Основная схема — когда компании регистрируются как операторы по въездному и внутреннему туризму, но при этом возят клиентов за рубеж», — пояснил представитель УАТ.

Участники рынка отмечают, что еще одним способом уменьшить платежи туроператоров является регистрация новых юрлиц, для которых предусмотрены минимальные взносы.

«Все как-то приспособились: туроператоры меняют юрлица, чтобы минимизировать поборы, продают свой турпродукт с помощью промо-акций, устанавливая на них сниженную комиссию для реализующих туры агентств. В результате для последних рентабельность работы с турпакетами падает», — сообщила директор турфирмы «Либерти» Ольга Свечкова.

Независимый аналитик туристического рынка Олег Хигер отмечает, что также компании зачастую вместо турпакетов продают отдельные услуги, что позволяет им не регистрироваться в реестре в качестве оператора по выездному туризму и уходить от платежей. Однако, по мнению эксперта, они делают это не ради сверхприбылей, а чтобы хоть как-то сократить издержки при низкой рентабельности бизнеса и удержаться на рынке.

«Рентабельность, привлекательность и доступность для граждан выездного туризма становится все меньше, поскольку реальные доходы населения сокращаются. То, что отрасль показывает какой-то прирост, является заслугой туроператоров: они находят пути снижения издержек на грани возможного. Однако тех, кто добросовестно работает, продолжают нагружать финансово: честно исполнив все свои обязанности, компании просто уходят с рынка. С момента создания «Турпомощи» 90% туроператоров свернули деятельность. В результате более половины крупных компаний в массовом сегменте у нас составляет «турецкий сектор». Поэтому сетовать на то, что кто-то находит способ сократить издержки, не стоит», — полагает Олег Хигер.

При этом эксперты сходятся во мнении, что усилением надзора за работой участников туристического рынка и ростом штрафов ситуацию с увеличением «теневого» сегмента, а также практики незаконных схем скорректировать невозможно.

По словам представителей УАТ, частично проблему может решить введение обязательной электронной путевки, которая сделает бизнес-процессы более прозрачными. Однако пока неизвестно, когда оно произойдет. В свою очередь, Олег Хигер полагает, что положительные изменения возможны только при условии выхода из кризиса российской экономики в целом: пока нет достаточного платежеспособного спроса, рентабельность турбизнеса останется низкой, а существующие финансовые нагрузки — непосильными.

Таким образом, в ближайшей перспективе эксперты не видят условий для возвращения туристического рынка в правовое поле. Снижения финансовой нагрузки не предвидится, «запас прочности» у компаний давно исчерпан, спрос если и растет, то очень невысокими темпами. Между тем от действий недобросовестных представителей бизнеса страдают в первую очередь потребители, которые за свои деньги получают «туристский фальсификат», лишаясь отдыха или подвергая риску жизнь и здоровье.
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
13.02.2017 Первые «трещины» нового закона о туризме

Турагентства теряют рентабельность, потребители — уверенность в завтрашнем дне ...

30.01.2017 Туроператоры «меняют маски»

Рынок ждет «чистка», в успехе которой эксперты сомневаются ...

25.01.2017 Менее 50% туроператоров РФ полностью оплатили взносы в фонды персональной ответственности

УрБК, Москва, 25.01.2017. Меньше 50% туроператоров РФ, находящихся в едином федеральном реестре, полностью внесли ...

24.02.2016 «Фонд разорения» турбизнеса

Новый вид финансовой нагрузки может стать непосильным для туроператоров ...

22.06.2015 Число уральских туроператоров за последний год сократилось втрое

Число уральских туроператоров в едином государственном реестре за последний год сократилось со 120 до 42. Об этом ...