Статьи
21.03.2018

Потребителям осталась самозащита

Потребителям осталась самозащитаУправление Роспотребнадзора по Свердловской области не собирается в 2018 году проводить плановые проверки предприятий по соблюдению законодательства в сфере защиты прав потребителей (ЗПП). Вместо этого надзорный орган будет работать только по обращениям граждан, доля которых на эту тему превышает половину от всех жалоб. Эксперты с одобрением относятся к решению ведомства, которое снизит нагрузку на бизнес. Вместе с тем они опасаются, что ориентация на обращения граждан может стать инструментом в недобросовестной конкурентной борьбе.

В 2018 году Управление Роспотребнадзора по Свердловской области проведет плановые проверки почти 3,6 тыс. предприятий региона. При этом ни одна из них не относится к сфере защиты прав потребителей, рассказала сегодня во время пресс-конференции в Екатеринбурге заместитель руководителя ведомства Ольга Диконская.

«Мы в этом году не запланировали проверки в сфере защиты прав потребителей. Будем работать только по внеплановым проверкам», ― сказала О. Диконская.

Основанием для проведения внеплановых проверок чаще всего становятся либо контроль устранения выявленных ранее нарушений, либо обращения граждан. В 2017 году в надзорный орган поступило более 12 тыс. обращений жителей региона по тематике ЗПП, это 63% от всех жалоб. За год количество обращений по этой теме выросло на 17,5%. Чаще всего жители жаловались на нарушение прав потребителей в торговле (33%), ЖКХ (24%) и финансовых услугах (10%).

Управляющий партнер юридической компании «ЭНСО» Алексей Головченко одобряет решение надзорного органа отказаться от плановых проверок в сфере ЗПП. По его словам, сейчас потребители стали грамотнее и знают, как защитить свои права.

«Зачем планово проверять предпринимателя, по которому нет жалоб? Сейчас потребитель достаточно грамотный, возможности пожаловаться очень удобные: через онлайн-кабинет, по телефону, отправить фото по электронной почте прямо из ресторана. Мне кажется, сейчас 99% умеют этим пользоваться, и никакой сложности в этом нет. Поэтому решение оставить проверки только по жалобам граждан ― абсолютно правильный тренд. Потребители, конечно, не должны быть пассивными. Если они муху в супе нашли, надо просто сфотографировать ее и отправить жалобу. А задалбливать бизнес проверками, чтобы поиздеваться, ― это уже каменный век, от этого надо уходить во всех сферах», ― прокомментировал юрист.

Плановые проверки зачастую и не охватывали злостных нарушителей закона, считает президент Фонда развития предпринимательства Владимир Лобок. Недобросовестным участникам рынка было достаточно перерегистрировать компанию раз в три года, чтобы избежать надзора.

«До тех, кто оголтело нарушает, бывает, проверки даже и не доходят, в том числе из-за беспрерывной смены предприятий. Новое предприятие, созданное по сути старым учредителем, не подлежит плановым проверкам в течение трех лет. Поэтому если бизнес регулярно нарушает требования, насколько я понимаю, в последние годы он генерирует новые фирмы, которые под проверки не попадают. И тот же самый Роспотребнадзор ничего сделать не может», ― пояснил он.

По его словам, бывает, что предприниматели вынуждены нарушать требования законодательства из-за чрезмерности всевозможных норм и правил.

«У нас сейчас есть перекос: совокупная нагрузка на бизнес неподъемная. В результате возникают элементы уклонения от исполнения каких-то обязательств не потому, что предприниматель плохой, а потому, что он не может это выполнить. Требования по маркировке, по хранению продуктов ― это все деньги. Необходимы такие условия, чтобы у добросовестного предпринимателя была финансовая возможность соблюдать все требования», ― отметил президент Фонда развития предпринимательства.

Вместе с тем не стоит полностью полагаться на обращения граждан в вопросе контроля бизнеса. Эксперты отмечают, что зачастую они становятся инструментом недобросовестной конкурентной борьбы. В регионе известны случаи, когда обращения фабриковались за вознаграждение.

Несмотря на значительное число обращений потребителей о нарушении их прав, на их основании в прошлом году в регионе прошло лишь 136 внеплановых проверок, следует из данных Роспотребнадзора. Это в четыре раза меньше, чем в 2016 году.

«Нужно сказать, что в 4,3 раза сократилось количество внеплановых проверок на основании заявлений о нарушении прав потребителей ― с 581 до 136 проверок. Это связано с изменениями в действующем законодательстве. В частности, в обязанности физических и юридических лиц сейчас входит соблюсти претензионный порядок, прежде чем обратиться в надзорный орган. То есть сначала обратиться к тому лицу, которое нарушило эти права», ― пояснила Ольга Диконская.

По сути новый порядок исключает возможность сфабриковать заявление на конкурента, а также отсекает любые анонимные «жалобы». Вместе с тем он вынуждает потребителей самостоятельно защищать свои права, прежде чем обращаться за помощью в профильные надзорные органы.
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
15.03.2018 Коварные сети «шоурумов»

Роспотребнадзор рекомендовал свердловчанам не покупать товары в «безымянных» интернет-магазинах ...

09.02.2018 В 2017 году число жалоб свердловчан на нарушения в сфере транспортных услуг выросло на 47%

УрБК, Екатеринбург, 09.02.2018. В адрес Управления Роспотребнадзора по Свердловской области за 2017 год поступило 12 ...

08.08.2017 Жители Среднего Урала в два раза чаще стали жаловаться на транспортные услуги

УрБК, Екатеринбург, 08.08.2017. По итогам I полугодия 2017 года в Управление Роспотребнадзора по Свердловской области ...

11.08.2015 Почти половина жалоб свердловчан в Роспотребнадзор касается условий проживания

УрБК, Екатеринбург, 11.08.2015. В первом полугодии 2015 года в управление Роспотребнадзора по Свердловской области ...

27.10.2010 Роспотребнадзор по Свердловской области: В 2010 году число жалоб на предпринимателей выросло в 3 раза

УрБК, Екатеринбург, 27.10.2010. «В 2011 году ожидается меньше проверок бизнеса, чем в 2010-м. Это связано с ...