Статьи
15.03.2018

Коварные сети «шоурумов»

Коварные сети «шоурумов»Жители Свердловской области стали чаще жаловаться на нарушения прав потребителей при покупке товаров в интернет-магазинах. При этом зачастую граждане жалуются на онлайн-продавцов, которые ведут торговлю без регистрации юридического лица. В Роспотребнадзоре признают, что не могут защитить права потребителей в таких случаях. В результате практически единственный вариант, который остается у граждан, ― писать гневные отзывы на различных площадках в надежде, что онлайн-магазин не захочет потерять репутацию и клиентов.

В 2017 году в Управление Роспотребнадзора по Свердловской области поступило 298 жалоб от жителей региона на нарушения прав потребителей в сфере дистанционной торговли. Это на 7% больше, чем в прошлом году, рассказала сегодня в ходе пресс-конференции в Екатеринбурге заместитель руководителя ведомства Ольга Диконская.

«Конечно, необходимо отметить, что основная проблема в том, что потребитель не всегда сам понимает, у кого он покупает товар, и не задается этим вопросом до тех пор, пока не возникнет какая-то проблема уже после приобретения товара. И зачастую оказывается, что субъект права неизвестен, на сайте, где потребитель покупал товар, нет сведений о фирменном наименовании юридического лица, нет имени и отчества индивидуального предпринимателя, нет сведений об адресе хозяйствующего субъекта ― только адрес электронной почты и в лучшем случае ― номер телефона. Анализ платежных документов показывает, что деньги перечисляются на карту физического лица, а это уже признак того, что речь идет о незаконной предпринимательской деятельности», ― прокомментировала Ольга Диконская.

При этом она отметила, что полномочия Роспотребнадзора ограничены только проверками онлайн-магазинов, владельцами которых являются зарегистрированные юридические лица или индивидуальные предприниматели. Если же надзорный орган получает жалобу на «безымянных» продавцов, например, страничку «шоурума» в соцсети, то пересылает ее в полицию, которая может возбудить уголовное дело о незаконной предпринимательской деятельности. В прошлом году в правоохранительные органы отправлялась в итоге каждая восьмая жалоба потребителей на интернет-магазины.

«Управление Роспотребнадзора по Свердловской области проводит проверки только в отношении зарегистрированных хозяйствующих субъектов. Если нет названия на сайте, то мы не обладаем правом проводить оперативно-розыскную деятельность. Таким правом обладают только правоохранительные органы, поэтому мы эти материалы и направляем в полицию. В 2017 году 12% обращений были направлены в правоохранительные органы», ― добавила представитель Свердловского Роспотребнадзора.

Однако расследование уголовного дела о незаконной предпринимательской деятельности мало чем поможет обманутому потребителю, считает управляющий партнер юридической компании Legal Jazz Роман Фадеев.

«Само по себе заявление в полицию проблемы потребителя не решит. Ему ведь важно вернуть деньги за некачественный товар или исправить недостатки. А от того, что этот «шоурум» привлекут к ответственности, потребителю, в общем-то, остается только моральное удовлетворение. С точки зрения защиты прав потребителя эта мера бессмысленна. Если Роспотребнадзор отказывается работать по такой ситуации, тогда самыми действенными будут меры неюридического характера ― размещение негативных отзывов на соответствующих площадках и так далее. Наверное, только так: чтобы среагировали на претензию с целью сохранения репутации», ― прокомментировал юрист.

При этом он отмечает, что граждане могут и сами попытаться защитить свои права в суде, но для этого им надо знать ФИО и адрес регистрации потенциального ответчика.

«Если вы не будете знать, с кем судиться, то потом очень сложно будет как-то свои права защитить. ФИО и адрес регистрации ― это принципиальные моменты, без которых обратиться в суд будет невозможно. Но при этом надо понимать: не факт, что продавец сообщит настоящие», ― добавил Роман Фадеев.

Отметим, что с падением реальных доходов населения многие граждане стали торговать в социальных сетях различными товарами из Китая, называя группы «интернет-магазинами» и «шоурумами». Идентифицировать таких продавцов в случае претензий клиентов будет затруднительно даже полиции. В итоге самой надежной защитой потребительских прав в этом случае станет следование рекомендации Роспотребнадзора ― вообще не покупать товары у анонимных продавцов.
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
15.03.2018 Свердловчанин выиграл суд у интернет-магазина «Е96.RU» по иску о защите прав потребителя

УрБК, Екатеринбург, 15.03.2018. Житель города Лесного Роман Автюшенков отсудил у интернет-магазина «Е96.RU» около 10 ...

15.03.2018 За год расходы жителей Екатеринбурга на онлайн-обучение выросли в 12 раз

УрБК, Екатеринбург, 15.03.2018. За год расходы жителей Екатеринбурга на онлайн-обучение выросли в 12 раз. Число таких ...

15.03.2017 За два года число жалоб в сфере интернет-торговли в Свердловской области выросло в 2,5 раза

УрБК, Екатеринбург, 15.03.2017. По итогам 2016 года по сравнению с 2014 число жалоб в сфере дистанционной торговли, ...

15.02.2017 В свердловский Роспотребнадзор в 2016 году поступило 279 жалоб на интернет-магазины

УрБК, Екатеринбург, 15.02.2017. Управление Роспотребнадзора по Свердловской области в 2016 году рассмотрело 279 жалоб ...

29.11.2011 Роспотребнадзор по Свердловской области: Большая часть жалоб на нарушения при продаже товара дистанционным способом касается медицинских приборов

УрБК, Екатеринбург, 29.11.2011. В 2011 году в Управление Роспотребнадзора по Свердловской области поступило 190 ...