Статьи

Работа в вузе: мотивация на страхе

5 март 2018 (16:02)

Работа в вузе: мотивация на страхеОтсутствие в госбюджете средств на повышение зарплат работникам вузов в соответствии с «майскими указами» президента РФ 2012 года привело к реформированию системы оплаты труда и самих учебных заведений. В результате вместо гарантированного заработка сотрудники образовательных организаций высшего звена получили сокращения должностей, рост нагрузки, минимальные оклады с надбавками, механизмы начисления которых нельзя назвать прозрачными. Вместо научных исследований и организации учебного процесса теперь профессорам и преподавателям приходится думать, как не потерять работу и где найти возможность дополнительного заработка.

По словам сопредседателя профсоюза «Университетская солидарность» Павла Кудюкина, следствием «майских указов» президента РФ о доведении средней зарплаты профессорско-преподавательского состава (ППС) вузов до уровня двойной средней оплаты труда по региону стала оптимизация самих вузов, имеющая разрушительные последствия. В этой связи новые обязательства, которые могут быть утверждены после мартовских выборов, внушают еще большие опасения.

«Когда «майские указы» принимались, задачей было не просто увеличение зарплат: оно рассматривалось как средство повышения качества образования в вузах, результативности науки. Но указы не определили механизмы, за счет чего это можно сделать. Поскольку в бюджете денег на повышение зарплат не было в нужном объеме (дотации закрыли лишь 20-25% потребности учебных заведений в средствах), произошла оптимизация самих организаций высшего образования, которая имела разрушительные последствия», — рассказал Павел Кудюкин на открытом собрании преподавателей и ученых Екатеринбурга.

По его словам, среди этих последствий — существенное сокращение ППС, изменение учебных программ, предусматривающее уменьшение количества часов на изучение целого ряда дисциплин, сокращение ставок, рост контактной нагрузки преподавателей, интенсивности их труда, уменьшение сроков трудовых договоров. Профессора и преподаватели сегодня работают в условиях снижения гарантий занятости, что отрицательно влияет на учебный процесс.

«В результате качество образования объективно падает, хотя по отчетности выполнения «майских указов» ситуация выглядит более или менее позитивно», — пояснил эксперт.

Напомним, согласно данным Свердловскстата, в январе 2018 года средняя зарплата преподавателей вузов, расположенных на территории Свердловской области, достигла 66,8 тыс. руб., научных сотрудников федеральных организаций высшего образования — 63,7 тыс. руб.

Между тем председатель профкома работников Уральского федерального университета им. Б. Н. Ельцина Дмитрий Трынов отмечает, что гарантированный оклад доцента сегодня составляет порядка 18 тыс. руб., профессора — 25 тыс. руб. Учебно-вспомогательный состав получает меньше прожиточного минимума.

«Бюджет УрФУ составляет 9,1 млрд руб. — это больше, чем, например, бюджет Нижнего Тагила. И половина этой суммы, исходя из финансовой документации, приходится на фонд оплаты труда. Поэтому вопрос о справедливом распределении финансов является одним из важнейших, как и вопрос подбора кадров. Ректор УрФУ Виктор Кокшаров выразил сожаление, что нет конкурса при приеме на работу, но о каком конкурсе может идти речь, если гарантированная часть зарплаты доцента — 18 тыс. руб., профессора — 25 тыс. руб. при полной ставке», — рассказал Дмитрий Трынов.

В других высших учебных заведениях Екатеринбурга ситуация не менее напряженная. Гарантированный заработок преподавателей и сотрудников находится на минимальном уровне, а механизмы установки повышающих коэффициентов и прочих поощрений зачастую прозрачны только для администрации.

«На сайте консерватории есть информация, что наша средняя зарплата составляет 35 тыс. руб. Не знаю, у кого такой заработок. Я на днях подписала документ о том, что мне повысили зарплату, и теперь мне будут платить 12 тыс. руб. Концертмейстеры, без которых учебный процесс невозможен, у нас получают 8,8 тыс. руб. Конечно, каким-то странным образом нас стимулируют, всех по-разному, и никто не знает точно, каковы критерии», — пояснила доцент Уральской государственной консерватории имени М. П. Мусоргского Светлана Мусафина.

При этом, по словам представителей вузов, манипуляции с надбавками и длительностью контрактов активно используются менеджментом вузов для давления на преподавателей, не желающих подгонять показатели под установленные нормативы.

«Мотивация, построенная на страхе — плохая мотивация. Люди уже боятся даже задавать вопросы, касающиеся их трудовых прав. В вузах действуют конкурсные комиссии, этико-методические комиссии, где зачастую не слишком компетентные в вопросах учебного процесса менеджеры решают, кому и как следует работать. Это дискредитирует преподавателей, которые чувствуют себя зависимыми и униженными, но боятся что-либо предпринять при угрозе увольнения или потери заработка», — отметил участник совещания.

Таким образом, изменения, произошедшие в российских, в том числе и екатеринбургских вузах после принятия «майских указов», привели к существенному снижению качества высшего образования в стране. «Вилка» между реальными показателями эффективности организаций и отчетностью постоянно увеличивается. Эксперты отмечают, что новые нормативы, которые могут появиться после выборов президента, могут еще более усугубить ситуацию, превращая российскую систему образования в «колониальную», зависимую от других стран.

Другие материалы по теме: