Статьи

Фитнес-индустрия под ударом

2 июнь 2017 (14:33)

Фитнес-индустрия под ударомВ Екатеринбурге разгорается скандал вокруг фитнес-клуба в центре города — Benefit. Более ста клиентов пытаются вернуть деньги за неиспользованные абонементы, в то время как руководство зала перестало выходить на связь. Между тем наблюдатели и участники рынка уверены, что это только начало длинной цепочки банкротств фитнес-клубов города, и проблема не в кризисе и падении доходов населения. Многие считают, что на рынке сейчас переизбыток недобросовестных компаний, работающих в этой сфере, что приводит к демпингу и снижению качества услуг.

История Benefit’а

Фитнес-клуб Benefit начал свою работу 1 июня 2013 года. Изначально эксперты были уверены в успехе этого проекта, в первую очередь за счет удачного месторасположения (зал находится в БЦ «Саммит» на ул. 8 Марта, 51) и большого количества потенциальных клиентов — сотрудников бизнес-центра. Однако это не помогло компании закрепиться на рынке, и спустя четыре года руководство заявило о закрытии клуба.

Как рассказывают клиенты Benefit, информация о прекращении работы для них была неожиданностью, хотя то, что происходило в клубе последние полгода, говорило о его проблемах. Ухудшился сервис и качество уборки, появились проблемы с чистыми полотенцами и водой в кулерах, в бар больше не закупались продукты, а тренеры рассказывали о задержках зарплаты.

«Я постоянно писала Афонину (директор клуба Антон Афонин, — прим. ред.) сообщения с просьбой выдать мне заработанные деньги, но в ответ получала отмазки и отказы, а потом уже — откровенное хамство. Я обратилась в 3 службы: налоговую, трудовую и прокуратуру с официальными письмами. Мне пришел ответ из трудовой, где написано, что Афонин письменно заявил, что я провела только одну тренировку, а потом «отказалась сотрудничать с ООО «Бенефит». Моим делом уже заинтересовалась прокуратура», — оставила свой комментарий на портале «Фламп» бывшая сотрудница клуба.

Как рассказали клиенты клуба, в начале мая этого года в зале появилось объявление о том, что с 25 мая Benefit прекращает свою работу. Между тем у многих посетителей были активные абонементы от 2 до 6 месяцев.

Изначально руководство заявляло о том, что все деньги будут возвращены, однако спустя пару дней директор А. Афонин перестал выходить на связь.

«Я приобрела карту «Бенефита» на 6 месяцев в декабре 2016 и хотела ее активировать в мае этого года. Как раз перед активацией я узнала, что клуб закрывается. Когда я попросила вернуть мне деньги (10 тыс. руб.), мне предложили написать заявление на возврат и сказали, что в течение 10 дней деньги вернут. Однако мне так и не позволили из клуба, а когда я приехала в зал, и мне сказали, что деньги вернуть не могут, и нужно обращаться в суд», — рассказала одна из клиенток Benefit.

Как отмечают участники рынка, проблемы у клуба появились в первую очередь из-за неграмотного руководства.

«Ситуация обычная. Это непрофильный бизнес собственника, который решил поиграть в модную игру. Допущено много ошибок как с позиционированием, так и с финансовым планированием, но самое главное — с реализацией продукта. Клуб ушел в минус, собственник уехал в другой город и не захотел решать проблемы. Судя по отзывам клиентов, складывается впечатление, что весьма далек от фитнеса», — сказал руководитель проекта «фитнес-клуб «Зарядка» Алексей Макаров.

Перестройка всего сегмента

Между тем, как уверяют игроки и наблюдатели рынка фитнес-услуг в Екатеринбурге, история с Benefit’ом это только начало, и вполне вероятно, что в ближайшее время можно будет наблюдать закрытие и других подобных предприятий.

«Сейчас в этой сфере небольшим клубам работать довольно трудно, так как у крупных сетей большие маркетинговые возможности. Они делают упор на акционный маркетинг и скидки. Из-за высокой эластичности спроса на фитнес даже небольшая разница в цене приводит к оттоку клиентов. Сети бьются за трафик. Можно проследить очевидные признаки демпинга», — рассказал А. Макаров.

По его словам, сейчас на рынке наблюдаются интересная тенденция — сети начинают активно повышать цены. Если стоимость абонемента год назад составляла 14-19 тыс., сейчас она доходит до 29 тыс. руб. у тех же игроков. Это говорит о том, что доходы снижаются за счет покупательского спроса, а расходы увеличиваются. Для того, чтобы соблюсти баланс, игроки принимают такие меры.

Как отмечают эксперты, рынок Екатеринбурга сейчас захвачен по факту тремя крупными игроками, из которых два связанны между собой через учредителей. В результате они пытаются навязать свою игру всем остальным.

«Я думаю, что запас прочности выстроенной ими системы довольно мал. Об этом свидетельствуют политика продаж и интенции руководства, которыми они охотно делятся с публикой. Для одиночных игроков это хорошее время для развития. Сейчас станет понятно, кто понимает и умеет делать свое дело, кто ставит себе задачи не сдать имущество в аренду, а помочь людям решить вопросы с физической активностью и здоровьем», — считает руководитель проекта «фитнес-клуб «Зарядка».

Эксперты уверены, что в нынешних условиях некрупные проекты находятся в несколько лучшем положении, чем крупные сети.

«Однозначно, будущее у независимых проектов есть, и оно большое. Именно они — основа рынка в других странах. Поэтому не вижу оснований, чтобы в Екатеринбурге что-то складывалось иначе. Сети просто виднее, так как у них рекламы больше. Но в независимых клубах всегда выше уровень продления», — считает основатель сетей спортивных клубов «СитиФитнес» и «ОранжФитнес» и фитнес-бутиков GRAVITY Studio Florida, США Анастасия Юсина.

Нынешние экономические реалии, а также высокая конкуренция на рынке фитнес-услуг, по мнению игроков, меняют приоритеты клиентов и стратегию развития отрасли. Спрос постепенно смещается от крупных сетевых проектов с низким качеством предоставляемых услуг к небольшим одиночным проектам.

«Сейчас четко видно, что есть локальные клубы в верхнем ценовом сегменте, которые не снижают цены, не устраивают распродаж, активно работают с существующей клиентской базой, благо доходы самых богатых пострадали меньше, чем всех остальных. Еще одна стратегия — это очень низкие цены в совокупности с активным маркетингом. Здесь нужно понимать, что в работе с самым низким ценовым сегментом есть свои тонкости — человек, который заплатил 5-15 тыс. руб. за годовую карту, может прийти в клуб два раза за год. И статистика говорит о том, что таких людей очень много», — сказала основательница сайкл-студии «Выкрутасы» Елена Бондарева.

По ее мнению, если локальный клуб-одиночка выберет правильную стратегию, сформулирует свое уникальное торговое предложение и создаст четкие коммуникации в правильных каналах — есть не только шанс выжить, но и шанс жить хорошо.

«Большие сети в Екатеринбурге только в одном сегменте — самый низкий ценовой. Они, конечно, оттягивают на себя часть клиентов и из среднего. Но мне кажется, что руководство большинства клубов уже понимает, что удерживать клиентов только ценой — это путь в никуда», — считает Е. Бондарева.

Без сомнения, сегодня рынок фитнес-услуг в Екатеринбурге перенасыщен, что в условиях экономического кризиса, создает нездоровую обстановку: клубы банкротятся, клиенты теряют деньги и доверие к фитнес-индустрии в целом. По мнению экспертов, в ближайшее время можно будет наблюдать закрытие «некачественных» проектов с непродуманной концепцией и посредственным подходом к работе.

Другие материалы по теме: