Статьи

Демография ударила по алкогольному рынку Урала

29 май 2017 (14:15)

Демография ударила по алкогольному рынку УралаСогласно данным Свердловскстата, на Среднем Урале в последние три года наблюдается устойчивое снижение объемов продаж алкогольной продукции. В 2013 году на одного жителя Свердловской области приходилось 11 литров, в 2014 году — 8,7 литра, в 2015 году — 7,5 литра, в 2016 году — 7,4 литра. Однако эксперты не видят повода для оптимизма — снижение продаж алкоголя практически не связано с потреблением. В регионе пьют, как и прежде, а цифры Свердловскстата показывают падение из-за комплекса экономических и демографических факторов.

Сильнее всего в Свердловской области упал спрос на пивную продукцию. В 2013 году на Среднем Урале было продано 39 млн 586 тыс. дкл., в 2016 году — 24 млн 030 тыс. дкл. (минус 39%). Также достаточно сильно сократился спрос на водку и ликероводочные изделия — с 5 млн 077 тыс. до 3 млн 176 тыс. дкл. (минус 37%).

Продажи шампанского и игристых вин за последние три года сократились с 881 до 742 тыс. дкл. (минус 16%). Единственный сегмент, где была зафиксирована положительная динамика — винодельческая продукция (без шампанского и игристых вин). В 2013 году в Свердловской области было продано 3 млн 076 тыс. дкл., в 2016 году — 3 млн 284 тыс. дкл. (плюс 7%).

Финансовый аналитик группы компаний «Финам» Тимур Нигматуллин выделил три фактора, которые в равной степени повлияли на резкое сокращение объемов продаж спиртосодержащей продукции на Среднем Урале.

«Это рост популярности здорового образа жизни (характерно для крупных городов), снижение уровня реальных доходов населения, а также переход на потребление нелегального алкоголя и спиртной продукции собственного производства (характерно для малых населенных пунктов). Также следует отметить, что в последнее время наблюдается смещение потребления в сторону слабоалкогольных напитков», — заявил Тимур Нигматуллин.

Директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз придерживается другой точки зрения. Он считает, что снижение объемов продаж спиртосодержащей продукции, зафиксированное статистикой, обусловлено демографическим кризисом 1990-х годов.

«Сокращение общего объема потребления не связано со всякими антиалкогольным кампаниями или запретами. Это все не работает. Только демографический фактор. Условно говоря, сейчас у нас население составляет 146 млн человек. За последнее время резко сократилась численность групп, употребляющих алкоголь. С 1990 по 2002 год в России рождаемость была в два раза меньше, чем раньше. В 18 лет (то есть в 2008 году) эти дети начали выходить на пивной рынок, что привело к его обрушению. В 2012 году девушки, родившиеся в 1990-х годах, стали массово покупать вино. Не секрет, что они обычно начинают массово употреблять винодельческую продукцию именно в 21-22 года. Это привело к снижению продаж вина в России. В 2018 году в России по этой же причине начнет сокращаться потребление водки», — полагает Вадим Дробиз.

По его словам, активными потребителями алкогольной продукции являются лица с 18 до 55 лет.

«Население до 18 лет практически никак не влияет на рынок. Доля этого сегмента максимум составляет 1%. После 55 лет люди начинают массово отказываться от алкоголя. Кто-то к этому времени спился, кто-то стал вести более здоровый образ жизни. Группа от 18 до 55 лет в России за последние 10 лет сократилась примерно на 10 млн человек. Даже если эти люди будут пить в прежнем объеме, то показатель на душу населения все равно будет снижаться», — рассказал Вадим Дробиз.

Иными словами, на снижение объемов продаж алкоголя в Свердловской области повлиял не только финансовый, но и демографический кризис. В краткосрочной перспективе ситуация может измениться из-за улучшения экономической ситуации в России, в долгосрочной — по причине взросления поколения, которое родилось после 2007 года (это произойдет не ранее 2025 года), когда был введен материнский капитал.

Другие материалы по теме: