Статьи
03.05.2017

Шиномонтажи и автосервисы: безнадзорный рынок

Фотография с сайта morguefile.com (Alvimann)В Екатеринбурге растет число претензий потребителей к качеству услуг шиномонтажных мастерских, автосервисов и пунктов техосмотра. По словам экспертов, организации малого и среднего бизнеса в данной сфере зачастую не проводят регулярных поверок своего оборудования или в целях экономии используют стенды и инструмент китайского производства. Кроме того, в условиях кризиса рынок прирастает компаниями, не имеющими необходимых лицензий и выполняющих работы «на свой страх и риск».

По словам экспертов, рынок услуг автомастерских сегодня в значительной степени является неконтролируемым, что приводит к росту числа нарушений прав потребителей. При этом генеральный директор ФБУ «Уралтест» Геннадий Шахалевич отмечает, что претензии граждан и контролирующих органов в основном возникают к предприятиям малого и среднего бизнеса.

«Есть брендовые сервисы, которые работают по корпоративным стандартам. К ним обычно вопросов нет. Но значительную долю рынка составляют независимые мастерские, причем зачастую они обслуживают широкую линейку автомобилей. Большинство таких компаний игнорируют поверки средств измерения с помощью профессиональных устройств, и их стенды, в частности, для балансировки колес, могут годами выдавать ошибки. В результате автовладельцы, обратившиеся в такие организации, получают заведомо некачественные услуги, что приводит к созданию аварийных ситуаций на дорогах», — рассказал эксперт.

Кроме того, по словам директора НП «Автоэкспертиза» Валерия Кузнецова, подобные компании в целях экономии зачастую закупают оборудование китайского производства, которое не значится в утвержденных государством реестрах и не подлежит проверке в принципе. Также они устанавливают на автомобили клиентов бывшие в употреблении детали вместо новых, навязывают дополнительные услуги и не предоставляют автовладельцам возможности контролировать процесс ремонта машины.

«Граждан не пускают в ремонтную зону, хотя это их право по закону, и подменяют новые детали на восстановленные и покрашенные, а качественное масло на китайское. При оказании услуги говорят цену, а потом выставляют счет на большую сумму. Объясняют это тем, что выполнили дополнительные работы, и люди, которые не разбираются в процессе, верят. На самом деле, обычно эти работы входят в стоимость изначально указанной услуги и не должны оплачиваться отдельно», — пояснил Валерий Кузнецов.

Он также отметил, что в условиях кризиса на рынке появляется множество фирм, оказывающих услуги без соответствующих сертификатов и даже не имеющих лицензии на деятельность автосервиса или шиномонтажной мастерской.

«Такие фирмы открываются в частных домах, в гаражах. Они не имеют ни соответствующего стандартам оборудования, ни обученного персонала. Действуют «на свой страх и риск». А люди к ним обращаются, потому что не понимают, чем чреваты такие ремонты. В результате некачественно отремонтированные автомобили ломаются на дорогах и попадают в ДТП», — рассказал Валерий Козлов.

Все эти проблемы, по словам экспертов, возникают вследствие безнадзорности рынка автосервисных услуг. Большинство из его участников принадлежат к сегменту малого и среднего бизнеса, освобожденного от внеплановых неналоговых проверок.

Так, по словам начальника отдела государственного надзора по Свердловской области Уральского МТУ Росстандарта Алсу Саитгареевой, число проверок станций техосмотра за последние годы сократилось на порядок — с 86 в 2014 году до 8 в 2016-м.

«Динамику нарушений нельзя назвать положительной. Несмотря на малое число проверенных компаний, в 2016 году доля организаций, допустивших отступления от требований закона, выросла. Так, если в 2014-2015 годах она составляла чуть более 20%, то в 2016-м достигла 37%», — пояснила Алсу Саитгареева.

Ситуацию усугубляет правовая неграмотность екатеринбуржцев. Как отмечает председатель СРОО «Общество защиты прав потребителей Свердловской области» Эльвира Дускаева, граждане очень редко обращаются к правозащитникам со своими претензиями к деятельности автомастерских.

«Потребители приходят с этими вопросами крайне редко. Они предъявляют претензии автосервисам, но в силу своей правовой неграмотности не могут доказать вину компании. А без их заявления мы не можем добиваться внеплановой проверки мастерской», — отметила она.

Таким образом, эксперты отмечают, что негативные тенденции на рынке услуг авторемонтных и диагностических станций в Екатеринбурге с развитием кризиса в экономике нарастают. Производство некачественных услуг становится для многих компаний способом увеличения прибыли, а иногда и выживания. При этом контроль за бизнесом в данной сфере практически отсутствует, и решить эту проблему без изменений действующего законодательства не представляется возможным.
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
03.05.2017 Коротко о событиях дня

В 11.00 в пресс-центре «ТАСС-Урал» (Екатеринбург, пр. Ленина, 50 б) состоится пресс-конференция, посвященная ...

17.11.2015 Балтика: Логистические компании из-за кризиса постепенно снижают цены на услуги

УрБК, Екатеринбург, 17.11.2015. В связи с тяжелой экономической ситуацией логистические компании начинают снижать цены ...

16.01.2015 В 2015 году количество плановых проверок бизнеса сократится втрое

УрБК, Екатеринбург, 16.01.2015. В Екатеринбурге в 2015 году количество плановых проверок субъектов малого и среднего ...

10.12.2014 В Екатеринбурге лидерами по нарушениям прав потребителей являются продавцы сотовых телефонов

УрБК, Екатеринбург, 10.12.2014. За истекший период 2014 года в МУ «Екатеринбургский муниципальный центр защиты ...

28.09.2010 «Областная газета» и Евгений Харламов: Защитить права потребителей

На оперативном совещании областного правительства и.о. руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере ...