Статьи
06.04.2017

Электронная путевка разорит турагентства

Электронная путевка разорит турагентстваЭлектронную путевку в России планируют сделать обязательной уже в январе 2018 года: Минкульт РФ сегодня создает нормативно-правовую базу для внедрения разработки. Между тем более половины турагентств считают, что нововведение станет катастрофой для рынка, в частности, если туроператоры начнут пользоваться базами данных агентств и заключать с клиентами договоры напрямую. Кроме того, если туристы будут видеть размер комиссии по своему туру, это может их спровоцировать на отказ от посредников при покупке туруслуг.

Напомним, целью введения обязательной электронной путевки, по мнению разработчиков проекта, является оцифрование бизнес-процессов в туротрасли и внедрение электронного документооборота. Это приведет к «обелению» финансовых потоков, установлению соответствия их фингарантиям и, следовательно, повышению защищенности туристов.

«Турист будет уверен, что турагент оплатил его путевку оператору. Пока его деньги в этот момент не застрахованы ничем. Теперь же государство будет контролировать прохождение заказа и объем средств. Кроме того, у туриста будет гораздо больше информации о состоянии тура, причем не только на выездном, но и на внутреннем рынке, а государство получит необходимую для развития инфраструктуры статистику», — пояснил в ходе вебинара представитель комитета по IT при «Турпомощи», генеральный директор компании «Випсервис» Дмитрий Горин.

По словам экспертов, электронная путевка станет обязательной только для пакетных туров. Она предполагает доступность данных о клиенте турагентства для туроператора и контролирующих органов. Участники рынка опасаются, что операторские компании воспользуются этой информацией для организации прямых продаж своего продукта.

Так, согласно данным опроса, проводимого порталом HotLine.travel, сегодня 51% участников агентского рынка полагают, что если все данные клиентов будут передаваться туроператорам, то турагентствам останется только закрыться. При этом 21% считают, что электронная путевка ничего не изменит, 16% считают, что профессиональные игроки не пострадают, а 12% — что часть клиентов туроператоры переманят, но не массово.

«Конечно, многое будет зависеть от порядочности туроператора. Есть такие, кто станет пользоваться базами турагентств. Но они и сейчас существуют: когда мы отдаем документы оператору для оформления виз, он имеет доступ к адресам и телефонам наших клиентов. В некоторых случаях потом людям приходят sms-рассылки или предложения на электронную почту. Но многие компании, желающие сохранить хорошие отношения со своими агентствами, так не поступают», — рассказала директор компании «Инна-тур» Инна Аверьянова.

По ее словам, компаниям, имеющим имя и работающим в отрасли давно, бояться нечего. Потерять бизнес в случае введения электронной путевки могут в основном фрилансеры, действующие по договору с сетевыми агентскими организациями, но рынок в целом от этого не слишком пострадает.

Еще одной опасностью нововведения участники рынка считают возможность раскрытия для клиента информации о размере агентской комиссии при продаже тура.

«Ничего страшного в электронной путевке нет с точки зрения документооборота. Но почему нашу комиссию должен знать покупатель? Ни в одном бизнесе такого нет: когда мы приобретаем товар в магазине, мы не спрашиваем о его себестоимости, то же касается и большинства услуг. Потребительский экстремизм никто не отменял, да и многие не задумываются о том, что наша комиссия — это вовсе не прибыль, которую мы кладем в карман. Поэтому непонятно, зачем туротрасль сделали «крайней» в этом плане», — отмечает директор турфирмы «Либерти» Ольга Свечкова.

Впрочем, разработчики утверждают, что такой возможности для туристов электронная путевка не предусматривает. Информация о ней появилась по ошибке.

«Доступность данных о комиссии турагентства для его клиентов в путевке не предусмотрена. Эта информация появилась из-за того, что в одном из документов, касающихся нововведения, такая возможность была указана по ошибке. Сейчас неточность исправлена», — пояснили в комитете по IT при «Турпомощи».

В то же время эксперты не отрицают, что финансовая нагрузка на участников туристического рынка благодаря нововведениям вновь возрастет. Компаниям нужно будет приобретать техническое и программное обеспечение, а также услуги по его обслуживанию, платить за подключение к сервисам. Кроме того, предусмотренная в новой форме путевки электронная подпись сегодня оформляется платно. Есть и другие недоработки проекта, над устранением которых разработчикам еще предстоит подумать.

Таким образом, участники рынка и представители «Турпомощи» сходятся во мнении, что проект внедрения электронной турпутевки в России вызывает множество вопросов участников профсообщества. Если он не будет существенно доработан как в законодательном плане, так и с точки зрения программного обеспечения, вместо защиты туристов и «обеления» бизнеса рынок может получить вытеснение из структуры продаж пакетных туров и новую волну банкротств турагентств.
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
13.02.2017 Первые «трещины» нового закона о туризме

Турагентства теряют рентабельность, потребители — уверенность в завтрашнем дне ...

24.08.2016 Турбизнес: Закон без механизма исполнения

Турагентства Екатеринбурга не готовы работать «от имени и по поручению» ...

01.07.2015 Туроператоров обяжут вносить данные о путевках в единую базу данных

УрБК, Москва, 01.07.2015. Ростуризм обещает до конца 2015 года запустить в тестовом режиме информационную систему ...

25.09.2014 Без отпуска: количество туркомпаний сократится на треть

Правительство РФ разработало поправки в закон «Об основах туристической деятельности». Сейчас они вынесены на ...

24.09.2014 Массовая чистка: количество российских турагентств может сократиться на 30-50%

Правительство РФ разработало поправки в закон «Об основах туристической деятельности» ...