Статьи
23.03.2017

Старые сети о главном

Старые сети о главномМинувшей зимой Екатеринбург погрузился в коммунальный ад: аварии на различных сетях происходили практически каждую неделю. Без электричества, отопления или воды оставались дома, улицы, а то и микрорайоны. В МУП «Водоканал» объясняют аварийность изношенностью сетей, низкими тарифами, которые не позволяют заменять трубы водовода в необходимом объеме, и недостаточной платежной дисциплиной. При этом на предприятии не спешат решать вопрос с задолженностью через заключение прямых договоров с жителями, отмечают представители сферы.

В конце февраля жители трех микрорайонов Екатеринбурга — Пионерского, ЖБИ и Втузгородка — остались без холодной воды из-за утечки на Высоцкого. 20 февраля центр Екатеринбурга затопило из-за аварии в районе перекрестка проспекта Мира и улицы Академической. По словам очевидцев, вода тогда разлилась по проспекту Ленина и улице Малышева до Луначарского. При этом Малышева топило и за несколько дней до этого — в ночь с 15 на 16 февраля из-за протечки водовода в районе перекрестка с улицей Восточной. И это лишь несколько случаев коммунальных аварий, которые пережили горожане минувшей зимой.

С октября 2016 года до февраля 2017 года включительно специалисты МУП «Водоканал» зафиксировали аварийность 0,28 шт. на 1 км водопроводной сети, то есть одна авария пришлась на каждые 3,6 км водопровода. При этом с мая по сентябрь 2016 года, как и зимой 2015-2016 года, аварийность была зафиксирована на уровне 1 авария каждые 5 км сети.

Как сообщили в пресс-службе организации, в хозяйственном ведении предприятия находится 1 тыс. 750 км водопроводных сетей. Если умножить протяженность сетей МУПа на показатель аварийности, то получится, что с октября по февраль специалисты предприятия зафиксировали в городе 490 аварий на водопроводе.

Однако предоставленная «Водоканалом» статистика включает аварии не только на сетях МУПа, но и на бесхозяйных участках городского водопровода. В то же время, по данным администрации Екатеринбурга, в 2016 году общая протяженность указанных коммуникаций в городе составила 1 тыс. 962 км. То есть в хозяйственном ведении компании находится свыше 89% водопроводных сетей мегаполиса.

В «Водоканале» рост аварийности объясняют изношенностью сетей, низкими тарифами и отсутствием платежной дисциплины у абонентов.

«Рост аварийности в холодное время года может быть объяснен рядом обстоятельств. Основная причина — это высокий процент изношенности сетей и низкий процент сетей, которые удается модернизировать. Объем ежегодно обновляемых сетей зависит от размера тарифа и от платежной дисциплины абонентов предприятия», — комментируют в пресс-службе МУПа.

По оценке специалистов предприятия, чтобы количество аварий не росло, в городе необходимо перекладывать около 60 км водопроводных сетей в год, в то время как действующий тариф позволяет модернизировать в пять раз меньше. Однако и таких результатов не всегда удается достичь из-за низкой платежной дисциплины. Так, объем абонентской задолженности ресурсоснабжающей организации на сегодня превышает 2 млрд руб.

«Необходимо учитывать, что на сегодняшний день абонентская задолженность превышает 2 млрд руб. — то есть даже оплата услуг, те деньги, которые предприятие может использовать для модернизации сетей, поступают с большой задержкой, через суды и службу судебных приставов», — рассказал УрБК представитель предприятия.

В большинстве случаев «Водоканалу» должны не сами абоненты, а управляющие компании, поправляет директор по развитию УК «Лига ЖКХ» Илья Сотонин. По его словам, это сложившаяся практика у недобросовестных операторов: собирать средства с жителей находящихся в управлении домов, а потом расходовать их на другие цели вместо оплаты ресурсов поставщикам.

«Это не только в Екатеринбурге, но и по всей России. Выход здесь достаточно простой, и «Водоканал» им может воспользоваться — это перевод жителей на прямые договоры с ресурсниками, чтобы деньги не шли через управляющую компанию. Тогда у них собираемость соответственно будет намного больше», — поясняет И. Сотонин.

Однако в МУПе пока не готовы перейти на новую схему заключения договоров. По крайней мере, ответа на соответствующее предложение «Лиги ЖКХ» не последовало.

«То есть, с одной стороны, они говорят, что им не платят управляющие компании, но решать этот вопрос переводом на прямые договоры они почему-то не готовы. Значит, не так уж им эти деньги и нужны. Хорошо, что Минстрой в этом направлении работает, и, скорее всего, к концу года всех ресурсников обяжут заключать прямые договоры с жителями, чтобы к управляющим компаниям шли деньги только за содержание жилья. Это, конечно, добавит прозрачности отрасли», — отмечает руководитель управляющей компании.

Напомним, в прошлом году специалисты «Водоканала» модернизировали участок магистрального водовода на улице Репина от Ленинградской до Отрадной (около километра трубы). Ранее администрация города сообщала, что на реконструкцию понадобилось 80 млн руб., которые выделили из городского, областного и федерального бюджетов.

Если принять стоимость ремонта сетей в 80 млн руб. за 1 км за среднюю, то 2 млрд руб., которые задолжали МУПу, хватит всего на ремонт 25 км — при рекомендуемой годовой норме, напомним, в 60 км. Но даже если специалистам удастся достичь этого показателя, на полное обновление находящихся в ведении предприятия водопроводных сетей «Водоканалу» понадобится около 30 лет.

Валерия Кабанова
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
20.03.2017 Минувшей зимой в Екатеринбурге на каждые 3,6 км водопровода пришлась одна авария

УрБК, Екатеринбург, 20.03.2017. С октября 2016 года по февраль 2017 года в Екатеринбурге в среднем на каждые 3,6 км ...

22.01.2016 В Екатеринбурге в 2015 году на учет поставлено 95 километров бесхозяйных сетей

УрБК, Екатеринбург, 22.01.2016. В Екатеринбурге в 2015 году на кадастровый учет поставлено 95 км бесхозяйных сетей, ...

29.05.2013 ЕМУП «Водоканал» получило более 300 км бесхозных сетей с 2011 года

УрБК, Екатеринбург, 29.05.2013. ЕМУП «Водоканал» с 2011 года приняло в эксплуатацию более 300 км бесхозных сетей, ...

03.11.2011 Центр Екатеринбурга вновь остался без холодной воды

Центр Екатеринбурга вновь остался без холодной воды. Из-за аварии, произошедшей сегодня ночью на коммунальных сетях по ...

03.11.2011 МУП «Водоканал»: В том, что центр Екатеринбурга вновь остался без холодной воды, виновата корпорация «Маяк»

УрБК, Екатеринбург, 03.11.2011. Центр Екатеринбурга вновь остался без холодной воды. Из-за аварии, произошедшей сегодня ...