Статьи

Незащищенный багаж

14 март 2017 (15:20)

Фотография предоставлена сайтом morguefile.com (xenia)С развитием экономического кризиса и сокращением реальных доходов населения в российских аэропортах возросло число случаев краж ценностей из сданных в багаж на время перелета сумок и чемоданов пассажиров. По словам экспертов, зачастую лица, ведущие досмотр вещей, вступают в сговор с грузчиками и реализуют различные преступные схемы в местах, не оборудованных видеокамерами. При этом ведомства, осуществляющие надзор в авиахабах, оказываются не в состоянии предупредить подобные нарушения закона и принимают меры в основном уже по факту совершенных краж.

Следует отметить, что случаи утери багажа пассажиров авиарейсов периодически наблюдаются практически во всех аэропортах как в России, так и за рубежом. Подобная ситуация возникает обычно из-за логистических накладок, ответственность за которые несет авиакомпания. Такие факты легко доказать, и по ним гражданам выплачиваются компенсации.

Однако в последнее время в российские аэропорты вернулась практика краж ценностей из багажа, которая была широко распространена в 1990-е годы. Так, по данным Управления на транспорте МВД России по Уральскому Федеральному округу, в 2016 году число хищений возросло к уровню предыдущих периодов, особенно на рейсах лоукостеров, имеющих ограничение по ручной клади.

«Аэрофлот» дважды терял мой багаж, причем в первый раз мне вернули пустой чемодан. Оттуда вытащили все: вещи были новые и достаточно дорогостоящие. Это был перелет Москва — Екатеринбург. Никто мне ничего не скомпенсировал, даже извинений не принесли», — жалуются пассажиры в соцсетях.

Как поясняют в транспортной полиции, преступники зачастую используют данные интроскопов — оборудования, которое позволяет определить предметы, находящиеся в багаже. Получив сведения о ценностях, грузчики целенаправленно вскрывают нужные чемоданы или сумки. Кражи совершаются, как правило, в месте отправления или в местах транзитной пересадки.

Еще одной схемой получения информации о ценностях в багаже является ручной досмотр. Личные вещи и деньги пассажиров могут пропасть как во время него, так и на стадии комплектовки багажа. Обнаруживаются такие кражи уже по прибытию в пункт назначения. В частности, в аэропорту Кольцово было выявлено несколько грузчиков, совершавших хищения личных вещей граждан.

Эксперты отмечают, что согласно действующему законодательству, при повреждении багажа или недостаче содержимого ответственность также лежит на авиакомпании, которой нужно направить претензию в течение 7 дней. Однако с доказательством факта кражи у пассажира могут возникнуть проблемы.

«Человеку, попавшему в такую ситуацию, крайне сложно доказать, что в его чемодане были дорогостоящие вещи. И это, скорее, недоработка законодательства, а не авиакомпании и правоохранительных органов, хотя они и обязаны обеспечивать безопасность багажа при перевозке», — полагает партнер юридической компании «Legal jazz» Роман Фадеев.

Чтобы не возникло проблем с доказательной базой, юристы рекомендуют пассажирам либо брать все ценности с собой в салон самолета, либо доплачивать за страховку багажа или оформление перевозки с объявленной ценностью. При этом следует помнить о необходимости подтверждать не только материальный, но и моральный ущерб.

«Чтобы получить с авиакомпании компенсацию, приходится собирать чеки, договоры, счета на покупку или справки о средней стоимости вещей. С этими документами нужно обращаться не только к самому перевозчику, но и в полицию, в суд, предавать дело огласке, поскольку крупные компании опасаются репутационных рисков», — пояснил управляющий партнер фирмы «Юрлига» Иван Волков.

Таким образом, заботиться о сохранении багажа российским туристам сегодня приходится самостоятельно. Транспортная полиция, на каждого сотрудника которой в УрФО приходится в среднем 22 тыс. пассажиров в год, оказывается не в состоянии проследить за каждым чемоданом, авиакомпания, по закону несущая ответственность за сохранность багажа, пытается переложить ее на аэропорт. В итоге дела о пропавших ценностях пассажиров передаются в суд и рассматриваются неопределенно долго. По мнению аналитиков, ситуация изменится лишь когда риск потерять работу для всех причастных к транспортировке багажа сотрудников «перевесит» материальную выгоду от участия в схемах хищения.

Другие материалы по теме:


Loading...