Статьи

Екатеринбург не готов к транспортной реформе

10 март 2017 (11:19)

Транспортная реформа в Екатеринбурге не первый месяц находится в центре бурного общественного обсуждения. Большинство экспертов и жителей города убеждены: нынешняя система движения транспорта устарела и требует серьезной реновации. Улицы города, спроектированные десятилетия назад, не приспособлены к растущему числу автомобилей. Пробки и дорожные заторы стали обычным явлением. Общественный транспорт не соответствует запросам горожан ни по скорости передвижения, ни по частоте движения, ни по комфорту.

И городская администрация, и общественные организации, и разного рода урбанисты предлагают различные меры по изменению существующей ситуации. Среди них — новая схема движения общественного транспорта, внедрение которой под давлением экспертного сообщества и общественного мнения перенесено на неопределенный срок, и разного рода проекты по обособлению трамвайных путей и созданию выделенных полос для автобусов и троллейбусов, и расширение перечня улиц с односторонним движением, и ограничение въезда в центр города для частного автотранспорта.

Екатеринбург не готов к транспортной реформе

Проектов подобного рода представляется и рассматривается достаточно много. Однако у наблюдателей есть серьезные сомнения, что их внедрение в существующей ситуации окажется эффективным и действительно поможет решить проблемы Екатеринбурга. Дело в том, что существующая система контроля исполнения правил дорожного движения и порядка на городских улицах, очевидно, не справляется даже с существующими проблемами. При внедрении нововведений она может просто скатиться в состояние коллапса.

И речь здесь, прежде всего, идет о работе ГИБДД. Дорожная автоинспекция оказывается одним из тех подводных камней, о которые разбивается любая реформа дорожного движения в Екатеринбурге. В этом плане показательна ситуация с внедрением новой схемы движения общественного транспорта. Одним из противников ее выступило и управление ГИБДД по Свердловской области. Руководитель этого ведомства Юрий Демин назвал новую схему небезопасной. В Госавтоинспекции отметили, что при ее составлении авторы не запросили информацию об аварийных участках у ведомства, а пересадки могут привести к росту нарушений ПДД со стороны пешеходов. Между тем наблюдатели не исключают, что истинной причиной негативного отзыва может являться отсутствие у ведомства возможностей обеспечить безопасность движения при новой схеме.

Именно о позицию ГИБДД разбилась и инициатива администрации города о введении платной парковки на центральных улицах. Автоинспекция отказывается оформлять правонарушения и взимать штрафы с граждан, паркующихся бесплатно. Все это происходит к немалой радости автолюбителей Екатеринбурга, но ставит крест на вполне здравой идее по ограничению внутригородского автомобильного трафика.

В такой ситуации, когда ГИБДД не в состоянии обеспечить соблюдение правил парковки даже на центральных улицах Екатеринбурга, сложно говорить о новых выделенных полосах или участках с односторонним движением. Улицы Малышева, Белинского, 8 Марта зачастую оказываются заставленными автомобилями не только вдоль обочин, но и вторым рядом, что существенно затрудняет проезд. Перекресток Малышева и 8 Марта — один из центральных перекрестков Екатеринбурга — традиционно забит автомобилями граждан, приехавших в многочисленные учреждения, расположенные поблизости, и не озаботившихся поисками легальной парковки. При этом работа по принудительной эвакуации транспорта остается в городе неэффективной, особенно в зимние месяцы. В ГИБДД это объясняют затруднениями при квалификации нарушений ПДД.

Екатеринбург не готов к транспортной реформе

«В связи с крайне неудовлетворительной очисткой тротуаров и бордюрного камня от снега и наледи, коммунальными службами города в Екатеринбурге действительно, особенно в центральной части, существенно, во-первых, уменьшилось количество парковочных мест в принципе, и, во-вторых, из-за отсутствия разграничения между тротуарной и проезжей частями у инспекторов ДПС возникают затруднения при квалификации нарушений ПДД», — ответили УрБК в пресс-службе ведомства.

Любому незаинтересованному наблюдателю очевидно, что подобное заявление — не более чем отписка, но оно наглядно демонстрирует принципы работы ГИБДД. Можно предположить, что выделенные полосы для общественного транспорта и односторонние улицы ждет та же судьба: они превратятся в стихийные парковки, а сотрудники автоинспекции смогут изыскать различные причины, чтобы не очищать их от нарушителей.

Другой пример «структурных проблем», мешающих реализации любых новых транспортных схем, — ситуация с большегрузным транспортом. Несмотря на существующие ограничения по передвижению фур по городу, их можно встретить повсеместно. Многотонные грузовики регулярно появляются на центральных улицах, где их движение запрещено. Они создают затруднения для других участников движения, парализуют улицы, блокируя перекрестки или буксуя на проезжей части во время гололеда. Довершает ситуацию безнадзорная парковка крупнотоннажного грузового транспорта в непредназначенных для этого местах.

Екатеринбург не готов к транспортной реформе

«Передвижение, парковка и стоянка грузового транспорта в центре города запрещена. Вне центральной части парковка и стоянка грузового транспорта осуществляется на территории предприятий и на специализированных площадках», — сообщили в комитете по транспорту, организации дорожного движения и развитию улично-дорожной сети администрации Екатеринбурга.

По данным горадминистрации, передвижение, парковку и стоянку грузового транспорта в Екатеринбурге регламентируют правила дорожного движения РФ, а также дорожные знаки, которые вводят ограничения для транспорта по весу или габаритам. Контроль в этой сфере осуществляет ГИБДД.

Между тем водители фур систематически оставляют свой транспорт на проезжей части улиц города в ожидании, когда их примут в зоне выгрузки товара, блокируя проезды и занимая места, предназначенные для легковых автомобилей. Улицы и проулки рядом с торговыми центрами превращаются в несанкционированные паркинги для большегрузов. Примером могут служить улица Попова и переулок Медиков около ТРЦ «Алатырь», где грузовики стоят постоянно.

Похожую ситуацию можно наблюдать и возле других крупных торговых точек, в том числе гипермаркетов. Администрация ТРЦ жестко ограничивает часы для выгрузки товара, в результате водители фур ждут назначенного времени, припарковавшись на соседней улице.

Систематичность подобных нарушений показывает, что в городе имеет место низкий контроль за исполнением действующих норм и правил. В связи с этим вызывает сомнение, что резкий переход на новую схему решит накопившиеся проблемы в транспортной сфере мегаполиса. В самом деле, если сегодня, в устоявшейся транспортной системе ГИБДД не может навести порядок с парковкой в самом центре Екатеринбурга, то какова вероятность, что сотрудники автоинспекции окажутся в состоянии обеспечить внедрение инноваций во всем Екатеринбурге? Ответ представляется очевидным.

Другие материалы по теме:


Loading...