Статьи

Теория грязи Екатеринбурга

7 март 2017 (13:51)

Теория грязи ЕкатеринбургаКонкурс на определение источников и причин загрязнения Екатеринбурга, который в феврале объявила администрация города, признали несостоявшимся. Причиной такого решения стало то, что за отведенный срок на участие в госзакупке поступила заявка только от одной организации — Института промышленной экологии УрО РАН. С высокой долей вероятности теперь контракт будет заключен именно с ними.

Конкурс не удался

В феврале 2017 года администрация Екатеринбурга решила провести тендер на заключение контракта, чтобы понять, откуда в городе берется грязь. Согласно конкурсной документации на сайте госзакупок, заказчик готов заплатить победителю 1,89 млн руб. из местного бюджета за исследование 100 проб грязи и 18 проб атмосферной пыли. Срок выполнения контракта обозначен концом декабря 2017 года. При этом администрация города не требовала от участников закупки предоставить документы, подтверждающие квалификацию.

«В образцах поверхностных грязевых отложений, грунтов, почв, снежного покрова провести рентгеноструктурный анализ с определением минералогического состава, гранулометрических фракций, вклад которых более 10% по массе. Провести количественный элементный анализ отобранных образцов. Провести анализ данных круглогодичных наблюдений и определить вклад различных источников в формирование загрязнения города Екатеринбурга твердыми осадками», — указано в конкурсной документации.

В итоге на участие заявилась только одна организация — Институт промышленной экологии уральского отделения Российской академии наук (УрО РАН), который предложил за свои услуги 1,8 млн руб.

«По окончании срока подачи заявок подана только одна заявка. Открытый конкурс признан несостоявшимся по основанию, предусмотренному частью 13 статьи 51 федерального закона №44-ФЗ», — поясняется на сайте госзакупок.

Техзадание для единственного участника

При этом сама готовность администрации города выделить почти 2 млн руб. на исследование грязи вызвала недовольство многих горожан. Дело в том, что прошлой весной глава Екатеринбурга Евгений Ройзман направлял в Уральское отделение Российской академии наук техзадание на изучение грязи.

«Исследования городской среды должны содержать общий обзор по Екатеринбургу с учетом климатических особенностей и сезонных колебаний, рельефа местности, оценку уровня загрязнения территории города, а также уровня загрязнения воздуха расчетными методами по источникам, а именно: от выбросов автомобильного транспорта с учетом интенсивности и состава транспортных потоков, от строительных площадок, от стационарных источников выбросов, включая промышленные предприятия и предприятия теплоэнергетики близлежащих городов-спутников (Ревда, Верхняя Пышма, Первоуральск)», — говорилось в письме главы Екатеринбурга.

Тогда предполагалось, что практическим итогом анализа станет научно обоснованный план борьбы с грязью. Однако спустя год администрация города снова заказывает подобное исследование.

Как пояснили УрБК в Институте промышленной экологии УрО РАН, в прошлом году организация занималась как раз подготовкой техзадания для масштабного исследования, которое теперь и проведет победитель объявленного в феврале конкурса.

«Там работа достаточно большая, она бесплатно бы в любом случае не делалась. Поэтому за прошлый год мы по поручению Уральского отделения составляли техзадание на эту работу и обсуждали его с мэрией. Точнее, составляли проект техзадания, который потом мэрия еще каким-то образом улучшила, и это вышло уже на конкурс. В рамках подготовки к этой работе мы опробовали методические подходы, заложенные в техзадание, и показали их пригодность. Сейчас победителю конкурса можно будет приступать к полноценной работе», — прокомментировал заместитель директора по научным вопросам Института промышленной экологии УрО РАН Илья Ярмошенко.

По его словам, сотрудники института уже приобрели опыт подобных исследований в рамках своей научной деятельности.

«Экологическая безопасность урбанизированной среды — одно из наших научных направлений. Грязь является объектом депонирования загрязняющих веществ и их миграции. В этом отношении мы занимались ее изучением, брали пробы грунтов по всему уральскому региону — от Арктики до Магнитогорска», — сообщил И. Ярмошенко.

Согласно части 13 статьи 51 упомянутого выше закона, заказчик имеет право заключить контракт с единственным участником госзакупки, если на участие в конкурсе подана только одна заявка, в связи с чем тендер признали несостоявшимся. При этом заявка единственного участника должна полностью соответствовать требованиям в конкурсной документации.

Ввиду этого высока вероятность, что контракт с Институтом промышленной экологии УрО РАН администрация Екатеринбурга все-таки подпишет. Окончательное решение станет известно 9 марта 2017 года, когда заказчик оценит соответствие поступившей заявки требованиям администрации.

Чистые помыслы против грязи

Пять лет назад администрация Екатеринбурга уже исследовала, откуда в Екатеринбурге появляется грязь. Тогда к делу подключили сотрудников кафедры дорожного строительства и транспорта Уральской лесотехнической академии.

«Сегодня, я прямо скажу, мы провели переговоры с кафедрой дорожного строительства и транспорта Лесотехнической академии. Мы сегодня обсуждаем вопрос о работе, которую они должны сделать для города, — это происхождение грязи. Тяжело бороться с явлением, если мы не знаем его природу. Масса предположений. Кто-то считает, что это газоны, кто-то — строители», — заявлял в апреле 2012 года вице-мэр Екатеринбурга Евгений Липович, который недавно покинул свой пост.

Спустя три года, в апреле 2015 года Александр Высокинский (в то время замглавы администрации Екатеринбурга, сейчас — заместитель губернатора Свердловской области) объяснил членам Общественной палаты города появление грязи выхлопными газами и разрушением дорожного полотна.

«Мы проводили исследование грязи. Многим почему-то кажется, что она берется в основном с газонов и стройплощадок. Такая грязь действительно есть, но 90% грязи нам поставляет автотранспорт. Те выхлопы, которые попадают в воздух, они никуда не деваются, а затем оседают на землю. Кроме того, один сантиметр асфальта ежегодно превращается в пыль», — пояснял он.

В последние годы администрация Екатеринбурга методично выстраивала политику ограничений для личного транспорта в городе, вынуждая жителей пересаживаться на общественный. Тезис, что грязь в уральской столице от автомобилей горожан, был им на руку.

Впрочем, нельзя сказать, что затея удалась: платные парковки в центре так и не работают, а ГИБДД по-прежнему не высылает штрафы. Тем не менее если результаты нового исследования пойдут вразрез с предыдущими, администрация может лишиться еще одного довода, чтобы ввести-таки ограничения для личного транспорта на территории города.

Однако какими бы ни были результаты, важно, чтобы в этот раз дело продвинулось дальше научных исследований, и администрация города наконец-то перешла от теории к практике.

Другие материалы по теме:


Loading...