Статьи

Цветочная стагнация

7 март 2017 (13:54)

Уже третий год цветочный бизнес Екатеринбурга и Свердловской области испытывает значительные сложности. Сокращение продаж, в том числе к таким праздникам, как День всех влюбленных и 8 Марта, уменьшение среднего чека фиксируются практически во всех сегментах рынка. Относительно уверенно в 2017 году чувствуют себя крупные интернет-магазины. Однако ритейлеры продолжают терять клиентов из-за низкой платежеспособности населения и конкуренции со стороны демпингующих сетевиков, а также «нелегалов», торгующих цветами из багажников автомобилей.

По данным Кольцовской таможни, в феврале в регион было ввезено 650 т цветочной продукции стоимостью 3,5 млн долл. США. Как и в прежние годы, в основном на Урал везут розы разных сортов, а также гвоздики, лилии, ранункулюсы, гладиолусы, орхидеи, альстермерии, хризантемы, герберы.

«Если сравнивать с прошлым годом, то объемы цветов остались практически на прежнем уровне. Единственное, сократился ввоз более дорогостоящей продукции», — сообщили в таможне.

Средняя цена тюльпанов в Екатеринбурге составляет 60 руб. за цветок
Средняя цена тюльпанов в Екатеринбурге составляет 60 руб. за цветок

В службе доставки цветов «Флорист.ру» отмечают, что самыми популярными цветами в Международный женский день остаются традиционные «весенники» — разноцветные тюльпаны, гиацинты, нарциссы, мимозы, а также ранункулюсы. Низменным спросом, как и в любое время года, пользуются розы. Кроме того, в этом сезоне модным направлением стали букеты в шляпных коробках.

При этом, несмотря на благоприятные условия для импортозамещения, почти 90% всех цветов, которые реализуются в России, завозятся из-за рубежа.

«Основная доля поставок приходится на Голландию, где находятся самые крупные цветочные аукционы. Однако за последний год изменилась схема закупки роз: теперь большая их часть (около 30% от всей зарубежной поставки) закупается в Колумбии, Эквадоре и Кении. Это связано с тем, что сотрудничество с производителями южных стран обходится дешевле, чем с Европой, так как закупка происходит в долларах США. Лишь 10-12% рынка обеспечивают производители из России», — отметила руководитель пресс-центра «Флорист.ру» Талия Ахметова.

В регионе растет популярность нелегальной продажи цветов по заниженным ценам
В регионе растет популярность нелегальной продажи цветов по заниженным ценам

Что касается спроса на цветы, по словам свердловских ритейлеров, к таким праздникам, как 14 Февраля и 8 Марта, он традиционно увеличивается в несколько раз. Однако рост ожидается в лучшем случае на уровне прошлого года, то есть значительно ниже докризисного уровня.

«В 2017 году продажи на День влюбленных были примерно на 20% хуже, чем год назад. Это показатель, дающий основания не ожидать «цветочного бума» и на Международный женский день. Если раньше мы брали 15-16 коробок товара, то теперь заказываем только три. Большинство граждан, особенно мужчины, стали очень расчетливыми: покупают одну розу или хризантему, либо три тюльпана. Многие оптовики из-за низкого спроса перестали работать в данном сегменте рынка», — рассказала менеджер цветочного отдела «Аромат» Людмила Иванова.

Причины падения продаж эксперты видят в низкой покупательной способности населения, а также конкуренции со стороны крупных торговых сетей и недобросовестных предпринимателей, торгующих цветами на улицах прямо из багажников автомобилей. Так, если в специализированном отделе сегодня один тюльпан стоит в среднем 60 руб., то в продуктовой сети букет из пяти штук можно купить за 180 руб.

«Раньше сетевые продуктовые магазины не выставляли цветы: такая практика сложилась только в последние три года. Сейчас они торгуют по заниженным ценам — крупные компании могут себе это позволить — и оттягивают значительную часть массового спроса», — пояснила Людмила Иванова.

Конкуренцию цветочному ритейлу составляют крупные торговые сети
Конкуренцию цветочному ритейлу составляют крупные торговые сети

В то же время относительно уверенно сегодня в цветочном бизнесе чувствуют себя крупные интернет-магазины и салоны, ориентированные на vip-клиентов.

«2015 и 2016 год рынок цветов в стране был в застывшем состоянии, рост продаж в праздники не превышал и 10-12%. Однако в этом году в Екатеринбурге день влюбленных показал прирост в розничных продажах до 32%, а сегмент интернет-продаж прирос к прошлому году на 60%. По предварительным заказам уже можно отметить, что и 8 марта пройдет «на ура». Уже сегодня увеличение к предыдущему году составляет около 9%. Этот показатель еще вырастет, так как большинство продаж приходится на сам праздничный день», — рассказала Талия Ахметова.

Впрочем, по данным «Флорист.ру», несмотря на выросший интерес к цветам, значительно (до 20%) сократился средний чек на букеты. Эксперты связывают эту тенденцию с тем, что продавцы, анализируя продажи прошлых лет и подстраиваясь под покупательскую активность, расширили ассортимент бюджетных букетов и композиций.

Алкомаркеты к праздникам также включаются в ценовую борьбу на рынке цветов
Алкомаркеты к праздникам также включаются в ценовую борьбу на рынке цветов

Таким образом, цветочный бизнес сегодня остается достаточно высокорискованным. Об этом свидетельствует, в том числе, значительное количество объявлений о его продаже на специализированных интернет-порталах, а также Avito. Даже в феврале, в преддверии самых прибыльных для данного рынка праздников, более десятка ритейлеров пытались избавиться от цветочных отделов или магазинов. По мнению экспертов, ситуация может измениться лишь с преодолением негативных тенденций в экономике и ростом доходов населения.

Другие материалы по теме:


Loading...