Авторская колонка

Юрий Еремин о состоянии рынка лизинга в России

3 март 2017 (16:38)

Юрий Еремин о состоянии рынка лизинга в РоссииПо предварительным данным, рынок лизинга в 2016 году в денежном эквиваленте вырос более чем на 1/3. Отрасль показала хорошие темпы восстановления на фоне все еще отрицательной динамики ВВП. В позапрошлом году главным сдерживающим фактором для лизингополучателей была экономическая нестабильность — именно поэтому многие компании и предприниматели «заморозили» инвестпроекты и отложили приобретение в лизинг транспорта и оборудования. К середине 2016 года стало понятно, что худшие сценарии вряд ли реализуются, а в экономике наступила определенная стабилизация — это обстоятельство повлияло и на спрос, и на рост нового лизингового бизнеса в конечном итоге.

Отмечу, что быстрее всего на позитивные сигналы отреагировали розничные сегменты рынка, прежде всего — автолизинг. Развитие автолизинга стимулирует большая потребность в обновлении корпоративных автопарков: в России порядка 65% грузовых автомобилей старше 15 лет, не менее 50% легковых автомобилей выпущены ранее 2007 года. Услуга автолизинга доступна подавляющему числу компаний и предпринимателей, приобрести автомобиль возможно с небольшим первым платежом 5-10% от стоимости.

Объем нового лизингового бизнеса вырос практически во всех сегментах рынка. Лидер рынка — автолизинг (до 35% объема всех сделок), однако в конце прошлого года были заключены несколько крупных сделок в сегментах ж/д транспорта (несколько лет подряд этот сегмент «сжимался») и авиализинга.

Что касается специализации лизингополучателей, относящихся к МСБ, то почти половина сделок в большинстве случаев — это договоры с клиентами, работающими в сферах торговли и услуг, порядка 40% — контракты с транспортниками и логистами, строителями, таксистами, HoReCa, производственными компаниями. Ежегодно увеличивается доля сделок с клиентами, представляющими IT-индустрию и инновационный бизнес.

Цель лизинга — развитие бизнеса лизингополучателя. Приобретение в лизинг нового транспорта или оборудования, как правило — составная часть инвестпрограмм компаний и предприятий.

Например, автолизинг востребован потому, что автомобили необходимы различным бизнесам для решения самых разнообразных задач. Это может быть повышение мобильности сотрудников, комфорт, представительские функции первых лиц компании, обеспечение внутренней логистики и операционной деятельности. Коммерческий результат многих бизнесов напрямую зависит от возможности использовать автотранспорт — речь идет, например, о пассажирских перевозках или транспортных услугах. В этих сферах в среднем 9 из 10 автомобилей приобретаются именно в лизинг.

В лизинг приобретают и автомобили эконом-класса, и специализированные морские суда стоимостью десятки миллионов долл. США, поэтому фиксировать стоимость сделки уместно в каждом отдельном сегменте.

В 2016 году стоимость «среднего чека» на рынке лизинга легкового автотранспорта приблизилась к 2 млн руб. и незначительно выросла по сравнению с докризисным периодом.

В последнее время отмечается рост роли государства на рынке. И если в 2012-2014 годах это опосредованно выражалось в экспансии компаний со значительным участием государства, то начиная с 2015 года, правительство сделало на лизинг определенную ставку в рамках программ поддержки целых отраслей экономики в период кризиса. В прошлом году Центральным банком и Минфином были озвучены планы масштабной реформы всей отрасли лизинга.

По некоторым оценкам, эта реформа станет важнейшим после принятия в 1998 году ФЗ «О лизинге» событием в сфере регулирования отрасли. Изменения призваны дать лизингу новые возможности — рынок должен стать менее рискованным и для лизинговых компаний, и для их клиентов, более прозрачным и привлекательным для инвесторов.

Стоит отметить, что первичный «отсев» компаний произошел еще 1,5-2 года назад. Несмотря на пессимистические прогнозы, уход с рынка не принял массового характера. Многие участники рынка в наиболее сложный период «перестроились» и приняли решение сфокусироваться на наименее рисковых приоритетных сегментах, где они имеют соответствующие компетенции и опыт работы.

Однако число компаний, предоставляющих услуги лизинга, все же может сократиться в течение ближайших нескольких лет. Для того, чтобы соответствовать новым стандартам, которые будут постепенно внедряться в период реформирования рынка, лизингодатели должны настраивать отчетность под новые требования, инсталлировать новые бизнес-процессы, обеспечивать деятельность саморегулируемой организации лизинговой отрасли. Все это связано со значительными финансовыми расходами, которые могут оказаться чрезмерными для небольших региональных компаний.

Не исключено также, что развитие лизинга и рост инвестиционной привлекательности этого рынка будет способствовать появлению новых игроков в отрасли.

Но вместе с тем, если не произойдет каких-то макроэкономических форс-мажоров, в 2017 году рынок лизинга продолжит рост. Автолизинг продемонстрирует положительную динамику — плюс 10-15%. Позитивному тренду в автолизинге будет способствовать стабилизация на рынке продаж легковых автомобилей, который после затяжного спада постепенно начнет восстанавливаться.

Юрий Еремин, заместитель генерального директора компании CARCADE

Другие материалы по теме:


Loading...