Статьи
11.11.2016

Биохимия уборки улиц

Биохимия уборки улиц Поздняя осень в очередной раз обострила одну из извечных проблем Екатеринбурга — грязь на дорогах. После первого же серьезного снегопада обнаружилось, что улицы города за день покрылись серой жидкой субстанцией. Быстрое установление снежного покрова должно было прекратить это обсуждение, но вместо этого перевело его в новую плоскость. После серьезных снегопадов улицы Екатеринбурга оказались покрыты пескообразной снежной «кашей», серьезно затруднявшей движение транспорта. Екатеринбургские общественники и урбанисты высказали предположение, что у обоих явлений — и грязи, и «каши» — общий источник: противогололедные реагенты. Однако на деле ситуация не так однозначна.

Волна массового недовольства в городе поднялась после обильного снегопада в ночь с 31 октября на 1 ноября. На утро весь город встал в многокилометровые пробки. К середине дня транспортная ситуация стала лучше, но улицы утонули в грязи.

В качестве причины ее внезапного появления екатеринбургские общественники и урбанисты назвали антигололедные реагенты, в частности, главный из используемых в Екатеринбурге препаратов — «Бионорд» производства Уральского завода противогололедных материалов (УЗПМ). По мнению урбаниста Владимира Злоказова, именно он превращает чистую новую дорогу в грязную проезжую часть.

«Объясните мне, пожалуйста, как относительно чистая дорога (на которой видно разметку и структуру покрытия) всего за несколько дней превращается в дорогу, покрытую слоем жидкой грязи, причем именно в тот момент, когда начинается посыпка реагентами? Откуда берется в таких количествах грязь на вновь отремонтированных дорогах? Все лето на них новый асфальт и чистая разметка и вдруг за пару дней все покрывается слоем бурой грязи. И происходит это как раз с началом посыпки дорог реагентами», — заявил В. Злоказов, отметив, что расположенные рядом тротуары, которые «Бионордом» не посыпают, остаются чистыми.

Реакция горожан не заставила себя долго ждать, и уже к середине дня на портале Change.org появилась петиция о запрете его использования для посыпки екатеринбургских улиц.

По мнению авторов петиции, именно из-за противогололедных материалов в Екатеринбурге с наступлением зимы появляется грязь, обостряются заболевания дыхательных путей, разрушаются машины и портится обувь. На сегодняшний день ее подписали почти 3 тыс. граждан.

Вторая волна возмущения поднялась после второго нашествия снежного циклона. Обильный снегопад в городе начался 8 ноября в 15.00 и продолжался до 23.00. Тогда за сутки на улицы Екатеринбурга выпало 16 мм в водяном столбе, а высота снежного покрова к утру составила 24 см.

В итоге город снова оказался парализован большим количеством пробок. На этот раз движение вновь было затруднено из-за снежной «каши», которая образовалась после обработки ее реагентом.

Общественники и урбанисты в очередной раз обвинили в проблемах «Бионорд», предложив заменить его, по примеру скандинавских стран, песком и мелким гравием.

Администрация города, в свою очередь, категорически отвергает все обвинения в адрес «Бионорда», ссылаясь на исследования Института экологии и энергосберегающих технологий, согласно которым реагент полностью безопасен. И, в отличие от песка и гравия, весной он легко смывается с дорог, не забивая ливневую канализацию. Именно поэтому он и пришел на смену пескосоляным смесям три года назад. Сначала его стали использовать на дороге в аэропорт Кольцово, позже стали рассыпать на дорогах и на тротуарах Екатеринбурга. Правда, от последней практики пришлось быстро отказаться: в 2014 года администрация Екатеринбурга под давлением общественности все же отказалась от использования этого реагента на пешеходных зонах.

«Мы используем реагент, чтобы достичь чистоты, чтобы весной проводить уборку было проще, чтобы водители машины реже мыли, а также чтобы не допустить выхода из строя дождевой канализации, которая забивается этой смесью. Что касается безопасности, то поставщик предоставляет сертификаты соответствия, в том числе и санитарно-гигиенический, где говорится, что он безопасен, в том числе для обуви», — отмечает заместитель председателя комитета благоустройства администрации Екатеринбурга Виктор Юровицкий.

Производитель противогололедного материала — «Уральский завод противогололедных материалов» — также опровергает информацию о негативных свойствах реагента.

«Мы уверены в безопасности «Бионорда» для людей, потому что разрабатывали и исследовали его состав вместе с государственными институтами Министерства здравоохранения. В состав реагента входят соли, которые изо дня в день люди едят, пьют и при этом не испытывают никакого дискомфорта», — говорится в сообщении УЗПМ.

По мнению администрации города и руководства УЗПМ, в Екатеринбурге сегодня достаточно причин для образования грязи на улицах, и «Бионорд» не является одной из них.

«Причина грязи не в материалах, а в нашем менталитете. Согласно данным центра мониторинга, в Екатеринбурге передвижные источники загрязнения в год выбрасывают порядка 194 тыс. т сухого осадка, а стационарные (котельные, промышленные предприятия) — еще 24 тыс. т. Если перевести это на площадь, то на квадратный метр города оседает почти полкилограмма пыли ежегодно», — считает Виктор Юровицкий.

Впрочем, эта статистика никак не отвечает на вопрос урбаниста Злоказова о том, почему грязь, не заметная в остальное время года, появляется на дороге в течение нескольких суток после начала применения реагентов.

Эксперты в области дорожного движения полагают, что истинная причина появления грязи и «каши» — не сам «Бионорд», а неправильная технология его использования.

Одним из основных свойств этого средства является то, что при взаимодействии с ним снег на дорогах не «накатывается», а тает или превращается в рассыпчатую массу. Это очень удобно для дорожных служб — образовавшуюся субстанцию хорошо и быстро убирает дорожная техника. Но вот если заснеженную дорогу реагентом посыпать успели, а уборочная техника на маршрут не вышла, то на дороге появляются пресловутые грязь и «каша», а вместе с ними — опасные условия, при которых даже на шипованной резине машина имеет плохое сцепление с дорогой.

Выводы экспертов подтверждают и выводы сотрудников Госавтоинспекции, которая вынуждена закрывать отдельные участки дорог. Страдать от этого будут снова автомобилисты и горожане, передвигающиеся на общественном транспорте.
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
09.11.2016 ГИБДД недовольна качеством уборки улиц Екатеринбурга

УрБК, Екатеринбург, 09.11.2016. Госавтоинспекция Екатеринбурга в очередной раз высказала недовольство по поводу ...

01.11.2016 Екатеринбург: Снежный и грязный

После снегопада Екатеринбург опять оказался в грязи ...

01.11.2016 Екатеринбуржцы собирают подписи под петицией о запрете противогололедного реагента в городе

УрБК, Екатеринбург, 01.11.2016. На сайте www.change.org размещена петиция, автор которой Игорь Ширяев требует запретить ...

28.10.2015 В понедельник с улиц Екатеринбурга вывезли 104 т грязи

УрБК, Екатеринбург, 28.10.2015. В понедельник, 26 октября, днем дорожные службы вывезли с улиц города 104 т грязи и 139 ...

07.04.2015 За сутки с улиц Екатеринбурга вывезено более 800 тонн грязи

УрБК, Екатеринбург, 07.04.2015. С улиц Екатеринбурга за ночь и день 6 апреля службы благоустройства вывезли 818 т грязи ...