Статьи
17.10.2016

Среднему Уралу нужны деньги

Среднему Уралу нужны деньгиГлава Свердловской области Евгений Куйвашев сегодня выступил с бюджетным посланием на 2017 год перед обновленным составом депутатов Законодательного собрания региона. Предполагается, что таким образом глава области обозначает перед парламентариями курс главного документа региона на следующий год, а также подводит главные итоги подходящего к концу отчетного периода. Вместе с тем из года в год посыл губернатора остается практически неизменным: региону нужны инвестиции, муниципалитетам следует усилить работу по наполнению бюджета налоговыми и неналоговыми поступлениями, а расходы должны стать эффективнее.

С одной стороны, Свердловская область может похвастаться существенными достижениями за последние годы, следует из обращения губернатора к депутатам. Так, регион входит в топ-10 субъектов РФ по основным социально-экономическим показателям, устанавливает рекорды по объему ввода жилья и даже обеспечивает себя качественными продуктами собственного производства. А приоритетные «майские указы» президента РФ выполнены уже на 30%.

С другой стороны, создается ощущение, что области катастрофически не хватает денег. Уже не первый год губернатор настаивает на необходимости активизировать работу по привлечению инвестиций на Средний Урал. Даже при том, что суммарный объем вложений за последние годы уже в 10 раз превысил годовой бюджет региона.

«Для Свердловской области как индустриального региона чрезвычайно актуальной, острой является инвестиционная сфера, привлечение инвестиций, необходимых для роста промышленности. В экономику Свердловской области за прошедшие 5 лет, с учетом текущего года, привлечено почти два триллиона рублей. Для сравнения, это более десяти годовых консолидированных бюджетов Свердловской области. Это существенный успех в сфере инвестиций, но сегодня мы видим необходимость активизации работы в данном направлении», — заявил Евгений Куйвашев.

При этом губернатор напрямую указал, что в случае, если частный бизнес не обеспечит должный объем инвестиций, областному правительству придется пересмотреть предоставляемые бизнесу льготы и преференции.

«В налоговой политике мы будем придерживаться принципа постоянной инвентаризации налоговых льгот. Мы должны видеть реальную отдачу от тех преференций, которые мы предоставляем бизнесу. Если в экономику региона нет притока частных инвестиций, значит, и решение о предоставлении льгот должно быть пересмотрено», — сообщил он.

Помимо привлечения инвестиций обеспечить регион средствами следует за счет мобилизации дополнительных доходов в бюджеты различных уровней. По данным правительства, благодаря этому в 2015 году Свердловская область получила свыше 10 млрд руб., а за I полугодие этого года — еще 3,4 млрд руб. Останавливаться на достигнутом не стоит, наоборот, работы в этом направлении следует вывести на новый уровень, следует из обращения губернатора к депутатам. Муниципалитетам в целом необходимо стать более самостоятельными в финансовом плане, как за счет инвестиций, так и за счет повышения обеспеченности бюджета.

Также губернатор отчитался о том, что за последние четыре года свердловским властям удалось увеличить плановый объем доходов областного бюджета на 22,6% (до 189 млрд руб.), расходов — на 12,9% (до 203 млрд руб.). При этом глава региона умолчал об увеличении госдолга за этот же период в 2,6 раза (с 21,3 млрд руб. на 1 мая 2012 года до почти 56 млрд руб. на текущий момент). По значению госдолга, кстати, регион минувшей весной тоже вошел в топ-10 субъектов РФ. В конце 2015 года регион оставался на 19 позиции.

Отметил глава региона и «масштабную инфраструктурную модернизацию», которая идет на Среднем Урале в последние годы и стала долгосрочной политикой области». Видимо, в связи с этим и следует наращивать «бюджет развития», который формируется за счет перераспределения поступлений муниципальных бюджетов и идет на реализацию подобных проектов.

Межу тем, судя по посланию губернатора, инфраструктура остается одной из главных проблем в регионе. Так, в области лишь 40% дорог соответствуют нормативам, привести их полностью в норму планируется только к 2030 году. На текущий момент в регионе нуждаются в замене 49,5% водопроводных и 39% тепловых сетей (к 2019 году показатели планируется сократить всего до 45% и 38,5% соответственно). Лишь 26,7% муниципальных плотин на сегодняшний день приведены в безопасное техническое состояние. За три года показатель следует увеличить до 29,2%, гласит документ. Когда в правительстве рассчитывают полностью привести показатели в норму, губернатор не уточнил.

Заранее ознакомившиеся с документом депутаты успели отметить, что несмотря на заявления о необходимости повышения эффективности бюджетных расходов, некоторые целевые показатели невозможно объективно оценить. По словам Вячеслава Вегнера, в последние несколько лет в Свердловской области используется программно-целевой подход, который предполагает, что расходуемые из бюджета средства приводят к конкретной и измеримой цели. Однако использование такого метода в социальной сфере, мягко говоря, становится неуместным.

«Чтобы жили граждане здоровыми, образованными и счастливыми — да разве ж это цель? Попытки же сформулировать цели социальной политики дают часто результат нелепый и для простого человека непонятный. Вот про ожидаемые в 2017-2019 годах результаты реализации задач в здравоохранении (страница 47): «Увеличение доли лиц, обученных здоровому образу жизни, от численности взрослого населения, на 6,5% (с 33% в 2016 году до 39,5% в 2019 году)». Это вот как — обученных? Какими методами? То есть эти вот, обученные, просто в курсе станут, что курить нехорошо или применят это на практике? Какой именно образ жизни можно считать здоровым? То есть нужно одновременно и зарядку делать, и пиво не пить или достаточно только что-то одно?», — комментирует депутат.

Также на заседании парламентарии отметили неэффективную работу свердловского правительства и МУГИСО в части получения доходов с рекламы, которые в развитых регионах достигают 0,5% от суммы консолидированного бюджета. Для Свердловской области показатель может достигнуть 1 млрд в год. Кроме того, несформированная политика в этой сфере негативно повлияла на ход избирательных кампаний этого года.

«Существуют разночтения закона о рекламе. Так получилось, что выборы попали как раз на промежуток, когда не определены правила. Мы поставили задачу проработать этот вопрос», — ответил Евгений Куйвашев на претензию.

В результате становится очевидным, что в ближайшие годы в Свердловской области сохранится общероссийская тенденция, проявившаяся во время кризиса: правительство любыми способами намерено обеспечить наполняемость бюджета и приток частных инвестиций. Обсуждаются даже варианты выпуска облигаций для финансирования строительства второй метки метро в Екатеринбурге. В то же время существенное повышение качества жизни в ближайшие годы ждать не стоит. Оно запланировано на 2025-2030 годы, когда изменится политическая и экономическая ситуация.
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
17.10.2016 Свердловский губернатор предложил построить метро в Екатеринбурге за счет облигаций

Средства для строительства второй ветки метро в Екатеринбурге можно получить за счет выпуска государственных облигаций. ...

17.10.2016 Свердловский губернатор предложил построить метро в Екатеринбурге за счет облигаций

УрБК, Екатеринбург, 17.10.2016. Средства для строительства второй ветки метро в Екатеринбурге можно получить за счет ...

10.06.2015 Комплексную программу развития Верхотурья сократили на 800 млн рублей

Объем средств на реализацию комплексной программы «Формирование туристско-рекреационной зоны «Духовный центр Урала» до ...

08.10.2014 Правительство Свердловской области планирует в 2018 году увеличить объем инвестиций в регион до 500 млрд рублей

УрБК, Екатеринбург, 08.10.2014. Правительство Свердловской области намерено увеличить объем инвестиций в экономику ...

21.05.2014 В I квартале в бюджет Свердловской области дополнительно привлечено более 500 миллионов рублей

УрБК, Екатеринбург, 21.05.2014. Региональными властями организовано взаимодействие с налоговыми органами и ГИБДД для ...