VIP-Интервью

Светлана Учайкина: «Театр не должен быть нафталиновым»

9 август 2016 (15:38)

Светлана Учайкина: «Театр не должен быть нафталиновым»Директор Екатеринбургского ТЮЗа Светлана Учайкина рассказала ИАА «УралБизнесКонсалтинг», как изменилась жизнь театра после ремонта и чем завлечь на спектакли современных детей.

— Почти два года прошло с момента, когда в ТЮЗе прошел капитальный ремонт. Наверное, этого времени хватило, чтобы как-то обжиться. Какие сейчас впечатления?

— Помимо того, что театр капитально отремонтировали, также провели новое строительство: коробка прежнего здания осталась неизменной, но к ней пристроили малый зал на 150 мест и двухэтажный корпус, который мы называем подсобным. В нем размещены цеха, которые занимаются изготовлением декораций, реквизита, костюмов для спектаклей театра. Теперь у Театра юного зрителя есть возможность практически весь процесс изготовления декораций проводить у себя, не заказывая ничего «на стороне».

Новая малая сцена дала возможность театру задышать. Раньше малый зал у нас находился в приспособленном репетиционном зале, что, конечно, было не очень удобно ни зрителям, ни артистам. Отсутствовала высота, ширина, глубина сцены. А малая сцена театру необходима, потому что есть камерные формы, достаточно деликатные темы, на которые актеру нужно разговаривать, видя глаза зрителя. Малая сцена дает театру возможности для проб, экспериментов.

Кроме того, преобразился для зрителя сам большой зал. Во-первых, у нас теперь есть паспорт соответствия нашего учреждения людям с ограниченными возможностями. Есть все необходимые пандусы, подъемники, специальные туалетные комнаты. Во-вторых, мы гордимся тем, что у нас установлены кресла-трансформеры, благодаря которым ребенок может сесть так, что ему не помешает сидящий впереди взрослый. И мы считаем, что это большое уважение администрации города к маленьким зрителям, потому что стоимость такого кресла, конечно, дороже, чем у обычного. В итоге мы потеряли в количестве мест, но пошли на это ради удобства зрителей. Ведь театр должен быть тем местом, в котором и юному зрителю, и взрослому будет комфортно.

— Во сколько в итоге обошелся ремонт?

— На ремонт ушли средства двух бюджетов — города и области, потому что театр работает и на регионального зрителя. Общая сумма — свыше миллиарда рублей. Это сам ремонт, постройка двухэтажного корпуса и малого зала, оснащение сценическим, световым и звуковым оборудованием, обустройство гримерок.

В эту же сумму входит еще и строительство двухуровневого паркинга. Мы в течение долгого времени старались, чтобы он принадлежал театру на праве оперативного управления. В течение двух лет у нас паркинг был бесплатным для зрителей, но сейчас ситуация такая, что с этого сезона его стоимость будет 25 руб. в час и 100 руб. в сутки. Люди отнеслись с пониманием — это дешевле, чем по городу, но нам нужно, чтобы паркинг хотя бы окупался, там дежурят администраторы, охрана, идут расходы на свет. Еще в сумму ремонта вошли все изменения, которые произошли с площадью перед театром. Там появились всевозможные пандусы подъемные, специальные поручни для маломобильных граждан.

— А само то время, когда труппа театра почти два года, можно сказать, гастролировала по различным площадкам Екатеринбурга, как-то сказалось на настроениях работников?

— Это, конечно, было тяжело. Мы два года были в полете, выступали на семи площадках города, но за все это время не потеряли ни одного человека. Все выезды, все площадки — мы были вместе. И за эти два сезона ни одного раза не было, чтобы кто-то опоздал на спектакль, перепутал площадку или как-то подвел. Как-то все собрались и жили ожиданием даты окончания строительства.

В это время ТЮЗ работал как репертуарный театр, играли 27 спектаклей. Зрителей у нас, конечно, было меньше, но это потому, что в своем здании мы играем каждый день с одним выходным, а без своей площадки, как уж получалось — три раза в месяц в Театре Музыкальной комедии, четыре — в Театре Драмы, то есть количество спектаклей было значительно меньше. Но у нас был сайт театра, где зрители могли узнать всю интересующую информацию, ТЮЗ участвовал в городских мероприятиях, ездил на гастроли. На строительном заборе висел баннер «На ремонте здание театра, но не ТЮЗ!».

После открытия отремонтированного театра две недели в ТЮЗе проходили дни открытых дверей. В театр были вложены огромные деньги из бюджета, и мы хотели, чтобы любой человек в городе мог прийти и посмотреть, на что пошли эти деньги. Несколько актеров водили экскурсии по театру, все показывали. К нам и школьники, и правительство области, и предприятия приходили.

— Как потом возвращали зрителей в театр?

— Мы пытаемся максимально разнообразить свое предложение. Надо сказать, что первое время после ремонта школы к нам не очень охотно шли, и приходилось этим заниматься: проводить специальные спектакли, на которые приглашали директоров школ и завучей по воспитательной работе. И они понимали, что это интересно.

Или, например, находясь в ремонте, мы придумали проект «Театр у школьной доски». Согласовали с объединением филологов города, какие произведения из школьной программы хуже всего читают дети, а потом решили попробовать их поставить.

С этим школьным проектом мы получили грант губернатора, на который купили мобильные свет и звук, сделали декорации, которые легко трансформируются. ТЮЗ показывал спектакли по произведениям школьной программы, таким, как «Песнь про купца Калашникова» Лермонтова, «Барышня-крестьянка» Пушкина, — непосредственно в школах, чем мы расположили к себе педагогов. И школы до сих пор просят приехать, но мы уже выборочно выезжаем, потому что не на всё хватает времени.

В этом году в театре впервые работала летняя театральная практика ArtStart. Никто не ожидал, что это окажется так интересно. С подростками занимались сценической речью, актерским мастерством, сценическим движением, знакомили с различными театральными профессиями. И вот эти пять человек, которые были с нами 10 дней, в финале показали спектакль и ушли из ТЮЗа, можно сказать, нашими фанатами. Постепенно формируется волонтерское движение вокруг театра. Раньше все было не до этого — то ремонт, то мероприятия, то проекты — и вот только сейчас мы можем чуть-чуть прикоснутся к тому, чем бы мы хотели заниматься.

Подогревать интерес к театру помогают мероприятия, казалось бы, не совсем нам свойственные. Например, в этом году Театр юного зрителя впервые принимал участие в «Безумных днях», которые проводит Филармония. На наших площадках — большой и малой сценах, в амфитеатре — на протяжении трех дней шло по пять концертов классической музыки. Пришла новая публика, которая в ТЮЗе, может, со школы не была. И вдруг они пришли в театр и увидели, как тут хорошо и красиво, что в репертуаре много взрослых спектаклей, не только для детей, заинтересовались. В эти дни кассы продали много билетов на сентябрьские спектакли.

— Чем будете удивлять в новом сезоне?

— Откроем сезон 15 сентября премьерой «Кентервильское привидение». В рамках спектакля мы сотрудничаем с коллективом The Karovas Milkshake, который написал музыку для постановки. Спектакль будет пронизан духом не викторианской Англии, но Англии в стиле «гранж».

Потом мы готовим «новогодье». Пьесу для спектакля на большой сцене нам уже второй год пишет наш замечательный актер Илья Скворцов, а для малой сцены — актер Алексей Волков, он окончил Литературный институт в Москве, но в качестве драматурга выступает впервые.

С января следующего года мы активно работаем над постановкой спектакля по пьесе Евгения Шварца «Золушка». Когда-то очень давно «Золушка» шла в Театре юного зрителя и была «хитом» своего времени. Сейчас эта тема не менее актуальна, ведь ребенок должен понимать, что не всегда к нему придет фея, которая изменит жизнь к лучшему по мановению волшебной палочки, но если стараться и очень хотеть, то можно многого добиться. Премьера «Золушки» должна состояться в марте, ближе к Международному Дню театра, а к 1 июня планируется премьера «Незнайки» для младших зрителей ТЮЗа.

Кроме того, мы активно занимаемся социальной работой. В этом сезоне ТЮЗ запускает проект #заживое, в рамках которого мы театральными методами будем работать с людьми с расстройствами аутичного спектра. Режиссером этого долгосрочного проекта будет Дмитрий Зимин, с которым у нас также есть договоренность о постановке спектакля по роману Сэлинджера «Над пропастью во ржи» в 2018 году.

— Вообще в информационную эру удается отвоевать внимание детей у интернета?

— Дети, конечно, наши самые главные зрители. А если ребенку не интересно смотреть, то его не заставишь. Он не будет, как взрослый человек, смотреть «из вежливости». Наш зритель растет, умнеет, он пользуется гаджетами, и нам не хочется быть для него нафталиновым театром. Мы не хотим разочаровывать нашего зрителя, поэтому используем все новинки технического освещения, которые у нас сегодня есть, но оставаясь при этом в первую очередь театральным действом, а не «лазерным шоу».

Очень показательным в этом плане можно считать спектакль «Русалочка», где екатеринбургскому зрителю во всей красе демонстрируются возможности нашей сцены, светового и звукового оборудования, и очень радостно, что спектакль, премьера которого состоялась в прошлом театральном сезоне, до сих пор пользуется зрительским вниманием.

— Сложно руководить творческим коллективом? В театре ведь все должно работать без сбоев, как часы.

— Конечно, сложно. Театр — это очень большой коллектив, в ТЮЗе работает больше сотни специалистов. Кто-то занят подготовкой, кто-то — эксплуатацией спектакля, своеобразные «касты» внутри театра. И самая главная среди них — это артисты. Ведь зритель приходит посмотреть не на то, какой в театре замечательный директор, или как хорошо работает бухгалтерия, хотя она тоже должна хорошо работать, — зрители приходят посмотреть на артистов. А мы все должны сделать так, чтобы всё в театре пришлось по вкусу зрителю; чтобы было чисто, и витал какой-то особый театральный запах, который и объяснить никак нельзя. Но уж точно не запах пыли старых кулис.

И вот на это нацелена работа всего коллектива. Очень важно, чтобы вокруг работали люди, которые любят свое дело всем сердцем, и каждый, начиная от помощника директора и заканчивая контролерами на входе, знал, что делает очень важное дело. От того, насколько все мы будем профессиональны, зависит успех театра.

Валерия Кабанова

Другие материалы по теме:


Loading...