Статьи

Ринат Рамазанов: Фотография становится дорогим хобби

17 март 2016 (17:00)

Фотография со страницы в «ВКонтакте» Рината РамазановаНа вопросы ИАА «УралБизнесКонсалтинг» ответил коммерческий директор «Интеллект-Фото» Ринат Рамазанов.

— Какие наиболее значимые тенденции на рынке фототехники можно отметить за прошедший год?

— Значимыми являются две тенденции. С одной стороны, рынок фототехники, как и любой другой рынок, показывает значительное снижение. По данным статистической компании GFK, снижение объемов продаж в 2015 году по сравнению с 2014 составило порядка 56%. С другой стороны, можно отметить активное развитие такого направления, как беззеркальные фотоаппараты. Это новый сегмент фотоаппаратов, которые устроены по принципу, сходному с «зеркалками», а именно имеют раздельный объектив и раздельное тело, но при этом не имеют механизма подъема зеркала, а также существенно выигрывают в весе и размерах. Это направление сейчас активно развивается, и в результате даже на фоне общего спада рынка прирост «беззеркалок» составляет 14%.

Помимо этого можно отметить значительный спад продаж компактных, дешевых аппаратов, которые с рынка полностью вытеснены смартфонами. Также наблюдается значительное снижение продаж зеркальных фотоаппаратов в низкой ценовой категории. По причине роста курса валют и, как следствие, значительного повышения ценника, сильно просели продажи старшего сегмента, а также сильно активизировался вторичный рынок фототехники.

— По-вашему мнению, какова основная причина сокращения рынка фототехники?

— Основная причина сокращения рынка — значительное изменение потребительской корзины. По данным той же компании GFK, население стало больше тратиться на медицину, здоровье, саморазвитие, к тому же, несмотря на рост цен на продовольствие, люди стали лучше питаться. Под воздействием кризиса произошло перераспределение потребностей покупателя. Сейчас предметы роскоши практически ушли из обихода, уступив место товарам первой необходимости. В результате все, что связано с сектором развлечений и хобби, претерпевает серьезные убытки, в том числе и фотография.

— Как в подобных условиях магазину фототехники удается сохранить свою рентабельность?

— Необходимо помнить о том, что мы специализированный магазин. Даже в напряженной экономической обстановке никто не отменял студийных фотографов, свадебные фотосессии и необходимое обновление парка фототехники. На сегодняшний день мы крупнейший магазин в Екатеринбурге и на всем Урале, который имеет самый широкий ассортимент оборудования для комплектации фотостудии. У нас есть специализированные товары, которые требуют знаний как это применить, понимания о совместимости техники, большинство наших консультантов работает в этой области более 5 лет. А также большая площадка для хранения этой продукции.

Помимо этого мы постоянно расширяем свой ассортимент, предлагаем интересные направления, сопутствующие фотографии. Так, мы стали реализовывать видеорегистраторы для автомобилей, а также квадрокоптеры и мультикоптеры (летающие дроны, способные делать фото- и видеосъемку). Данное направление сегодня является достаточно интересным в силу того, что оно мобильно и позволяет хорошо заработать.

— Вы отметили такую тенденцию как рост продаж беззеркальных аппаратов. За счет чего это происходит?

— Они очень удобны. Сейчас рынок все ближе подходит к тому, что в фотоаппарате появится кнопка «Шедевр», когда человек, в общем-то, не умеющий фотографировать, но обладающий знаниями как собирать композицию, будет просто нажимать кнопку, а аппарат будет анализировать окружающие его условия и пытаться подобрать режим, который будет оптимальным.

Кроме того, сейчас все больше людей начинают делать неплохие снимки, при этом абсолютно не разбираясь в теории фотографии, не понимая фотографических терминов, не понимая физики фотографии. Если раньше это было невозможно выполнить в пленочном процессе, то сейчас, с новой техникой, все эти знания фактически не нужны. С современными технологиями процесс фотографии упрощается до принципа «поднял, навел, выбрал интересную композицию и, если у вас есть чувство меры, вкуса, цвета, то вам удастся сделать великолепный кадр». Это происходит в силу того, что всю техническую составляющую процесса на себя забрала камера.

— Сегодня основным конкурентом фотоаппарата становятся смартфоны, оснащенные качественной фотокамерой. Как вы считаете, не станет ли профессиональная техника прерогативой исключительно профессионалов?

— Мобилография — это в первую очередь дань моде, которая периодична. До тех пор, пока качественная фотосъемка с высоким разрешением не вернется в моду, мобильные гаджеты «будут у руля». Несомненно, телефон с легкостью справится с фотографией, которая делается для соцсетей, таких как Instagram. Но как только возникает потребность распечатать постер размером в полстены, сразу становится понятно, что фотография с телефона не идет ни в какое сравнение с той детализацией и с тем изображением, которое выдает полноценный зеркальный, либо беззеркальный аппарат.

Помимо этого, необходимо помнить, что ни одну творческую съемку никакой фильтр Instagram не сможет заменить. Понимание физики процесса, как это работает, понимание природы света позволяет делать такое изображение, которое любители Instagram и «телефонофото» никогда не сделают.

К сожалению, в данный момент профессиональная фотография не в моде. Сейчас популярна мобилография, за счет чего и продаются дешевые смартфоны, аппараты, совмещенные с дополнительными устройствами — камерофоны. Однако, по-моему опыту и наблюдениям, периодичность этих явлений — 5-6 лет, и если пик популярности мобилографии был 3 года назад, то интерес к большим аппаратам вернется через 1,5-2 года.

— Сегодня все большую популярность набирает такой сегмент рынка, как дополнительная оптика к камерам смартфона. Как вы считаете, каковы перспективы этого направления?

— По-моему мнению, это переходные, непонятные гаджеты, наподобие плееров. Всем известно, что есть MP3-плееры, которые можно носить с собой, но необходимости в них нет в силу того, что музыку можно загрузить, синхронизировать и послушать с телефона. К тому же, необходимо помнить о том, что все эти камерофоны не дают качественного изображения. Это либо зум-объектив, но достаточно темный, либо фиксированное фокусное расстояние, также достаточно темное.

Что же касается накладной оптики для телефонов, то это не более чем аксессуар, как чехол или бампер на телефон. Они дают определенный простор творчества, но в тоже время 90% этих товаров делают дешевые и непонятные производители. В них стоят две-три пластиковых линзы, из которых две могут быть хорошими, а третья ужасной.

Этот аксессуар не может существенно повлиять на моду фотографии в целом, подобные ему будут все время появляться и исчезать, производители постоянно будут придумывать новые вещи, но это не основополагающее направление для рынка. Присутствие каких-то дополнительных гаджетов и накладных линз — это не более 5-7% рынка.

— По-вашему опыту, какой максимальный срок пользования фотокамерой для профессиональных фотографов?

— В любом направлении есть люди, которые привыкают к технике, считают ее своей любимой и пользуются ею от 3 до 5 лет. Есть люди, которые всегда стремятся к чему-то новому. Как правило, человек, который профессионально занимается фотографией, меняет камеру по трем причинам: первая — это поломка, выход из строя или износ, вторая — появление принципиально новой технологии, которая ему необходима, и третье — выгодные условия покупки. Во всех остальных случаях профессионал предпочитает оставаться на той системе, к которой он привык.

Однако нельзя забывать о том, что текущая экономическая ситуация также влияет на то, как часто фотограф меняет свое оборудование. Человек, который берется за фотоаппарат и пытается красиво фотографировать, так или иначе вынужден коммерчески применять свои умения и знания. Однако если раньше за свадебную фотосъемку в среднем были готовы платить от 30 тыс. до 50 тыс. руб., то сейчас эта сумма значительно снизилась. А учитывая то, что сейчас появилось много студентов, которые вчера купили камеру, а сегодня уже идут снимать свадьбу, конкуренция заставляет рынок проседать. В результате сегодня фотограф стал зарабатывать в два раза меньше, и, соответственно, лишних средств на обновление парка оборудования у него нет.

— Какие будут системообразующие тренды рынка фотографии в перспективе на 2016-2017 годы?

— Безусловно, можно говорить о том, что останутся профессионалы, которые будут пользоваться топовой, зеркальной техникой. Также останутся продвинутые любители, которые разделятся на два лагеря. Первый будет пользоваться зеркальной техникой, потому что задачи той же скоростной съемки требуют технологий, заложенных именно в зеркальных аппаратах. Вторая половина продвинутых любителей будет осваивать беззеркальные фотографии.

Начинающие фотографы также поделятся на два класса: те, которые будут пользоваться сегментом вторичного рынка либо какими-то другими более доступными продуктами: дешевые «зеркалки», «беззеркалки». Второй класс любителей будет форсировать новые модные гаджеты, которые все делают за них, а их задача — только собрать композицию.

Однако стоит отметить, что эта категория исчезает в силу того, что фотография сейчас становится дорогим хобби. Если раньше в комиссионном отделе нашего магазина дешевая «укомплектовка» фототехникой любителя обошлась бы в 5-7 тыс., то сейчас минимальны порог, даже по вторичному рынку, — 20 тыс. руб.

— Учитывая все вышеперечисленные тенденции на рынке, можно ли в 2016 году ожидать ухода с рынка части игроков?

— Однозначно, да. На данный момент нам уже известно о том, что часть игроков уже ушла из определенных регионов. Также мы знаем, что у некоторых участников рынка есть большие финансовые проблемы. В этом году, несомненно, можно ожидать, что рынок потеряет часть компаний, принявших в свое время неправильные стратегические и маркетинговые решения. Однако вместе с тем мы не исключаем того факта, что появятся и новые игроки.

— Можно ли сейчас сформулировать главные направления политики брендов в России, учитывая сложившуюся экономическую ситуацию?

— Единственный вариант для брендов — это обновление модельных рядов и сброс цены. Сейчас все игроки начинают требовать от производителя все более низкой входной цены, потому что они вынуждены конкурировать между собой, и сами у себя «убивают» цену. Единственная возможность сбросить ценник заново на нулевое состояние — это произвести новую модель, что сейчас мы и наблюдаем: каждые 3-4 месяца производитель анонсирует что-нибудь новое.

В плане стоимости аппаратов необходимо понимать, что по миру ценники не одинаковые, и производитель сильно регулирует рынок. Так, например, на том же рынке Азии он не зарабатывает ничего, и там аппарат стоит значительно дешевле, а на рынке Америки, где он уже завоевал свою позицию, производитель может получать прибыль.

И если раньше был выгоден импорт из зарубежных стран в Россию, то сейчас можно наблюдать иммиграцию товара между странами, когда крупные партии продукции из Азии перевозятся в Америку для перепродажи. На данный момент из-за курса долл. США и евро Россия стала не самой выгодной страной для «серого импорта». Давление этого сегмента рынка стало меньше в 4 раза, но тем не менее по точным позициям все равно наблюдается давление именно «серого рынка», когда люди в чемоданах что-то привозят, пытаются за дешево продавать товар, который не подлежит никакой гарантии.

— Какова на сегодняшний день социальная политика вашего магазина, связанная с фотографией?

— Наша политика достаточно гибкая, и зависит в первую очередь от того, чего хотят люди. Мы понимаем, что самое важное и самое главное, что мы запоминаем — это хорошие эмоции. Не важно, сколько лет мы проживем, важно, как мы их проживем. Наша задача — сделать так, чтобы люди получали максимальное удовольствие от жизни. И вместо того, чтобы отправить их получать удовольствие от курения и распития спиртных напитков, мы даем им возможность взять фотоаппарат, пойти гулять на природу, развиваться и делать фотоснимки.

При этом всю аудиторию можно разделить по интересам. Есть «студийные» люди, которым нравится находиться в студии и там реализовывать свои идеи. Если те, кто ходит по улицам и «бредят» репортажем. Есть замкнуты в себе, не готовые делиться тем, как они фотографируют, но готовые послушать других людей, как у них все это получатся. А есть и те, кто, наоборот, не многого достиг в своей фотографии, но любит покритиковать других и поспорить.

В соответствии с этим разделением мы стараемся поддерживать разные форматы мероприятий. Мы поддерживаем молодежные течения. К примеру, в следующем году мы планируем поучаствовать в фестивале «Готэм». Также мы участвуем в профессиональных семинарах видеографов, различных фотовыездах, в таких как ворк-шопы Александра Осипова. Помимо этого мы стараемся поддерживать выставки различных форматов, организовываем фотоконкурсы.

— Сегодня вы присутствуете в трех регионах России — в Свердловской, Тюменской и Челябинской области. Каковы основные направления вашей работы в них?

— Сейчас мы профессионально присутствуем в одном регионе — в Свердловской области, а в два других региона мы аккуратно заходим, знакомимся с обстановкой и постепенно осваиваем. Стоит отметить, что все три региона диаметрально противоположны, ведут себя абсолютно по-разному, покупатели неодинаково относятся к товару, наблюдается различная востребованность тех или иных продуктов. Мы четко понимаем, что, например, есть Екатеринбург, который по потреблению товаров раньше отставал от Москвы на 3-5 лет, а сейчас только на 2 года. В Екатеринбурге люди достаточно образованные, здесь в равной степени востребован дешевый, но качественный товар, и дорогой профессиональный продукт.

Челябинск в этом плане менее обеспеченный город, но также образованный. Там очень сильная школа фотографии, в Челябинске есть институт, который обучает фотографов. Мы отмечаем там высокий уровень пленочной фотографии, фотографии «олдскул», у людей есть понимание теории, физики процессов. Однако стоит признать, что Челябинск ощутимо беднее Екатеринбурга, и, соответственно, востребованность более дорогой техники там гораздо ниже.

В Тюмени диаметрально противоположная ситуация. У людей много денег, но образованность очень низкая. К примеру, в магазин может прийти человек с пачкой денег, который абсолютно не понимает, как фотоаппарат работает, но он хочет приобрети самое дорогое. Но вместе с тем стоит отметить, что Тюмень вполне готова к тому, чтобы там проводили обучающие семинары. Это вполне реализуемо, особенно учитывая тот факт, что там есть необходимая финансовая составляющая.

Другие материалы по теме: