Статьи

Кальянные Екатеринбурга: хаос на рынке

19 ноябрь 2015 (16:21)

Кальянные Екатеринбурга: хаос на рынкеЕще несколько лет назад наличие кальяна было приметой большинства кафе и ресторанов Екатеринбурга, вне зависимости от вида кухни и ценовой политики. Кальян рассматривался как способ получения дополнительного дохода, отличающийся относительно невысокой себестоимостью и высокой нормой прибыли. Однако запрет курения в общественных местах и совпавший с ним по времени экономический кризис нанесли серьезный удар по кальянам в ресторанах и барах. Число заведений, предоставляющих такую услугу, снизилось, спрос — упал.

Проблемы у ресторанов и пабов начались в июне прошлого года, когда вступил в силу запрет на курение табака во всех точках общественного питания. После этого из-за резкого скачка курса валют стоимость кальянов и всех сопутствующих товаров выросла соответственно росту долл. США. Основными поставщиками оборудования и сопутствующих товаров являются Китай, Германия, США, Египет и Индия. Еще одной причиной роста цен стало увеличение акцизов на табак на 30-40%.

Кальяны уходят

Результатом стало резкое сокращение числа заведений, где предлагают кальян. По словам участников рынка, их стало меньше примерно в два раза.

«С начала года число ресторанов, отказавшихся от предоставления услуги курения кальянов, увеличилось на 50%. Те заведения, для которых подача кальянов является лишь дополнительной услугой, предпочли просто исключить их из меню», — рассказал администратор магазина оптовой продажи кальянов и сопутствующих товаров «Шарджа» Роман Нелидов.

«Раньше мы предлагали нашим посетителям кальян, однако со вступлением в силу закона о запрете курения в общественных местах нам пришлось отказаться от этой услуги», — подтвердили его слова в Green Cafe. Подобных заведений в городе оказалось несколько десятков.

Падение числа мест, в которых можно заказать кальян, привело к существенному перераспределению рынка, в результате чего кафе и рестораны, оставившие в своем меню этот пункт, практически не заметили падения спроса. Более того, в некоторых заведениях отмечают даже рост числа заказанных кальянов. Прежде всего это касается ресторанов восточной кухни, для которых кальян является своеобразным специалитетом.

Перераспределение спроса

«Спрос на кальяны среди населения сохраняется, особенно это заметно в выходные дни. Однако с момента вступления в силу закона о запрете курения нам пришлось перейти на безникотиновые смеси», — рассказал представитель кафе «Райсан».

Но и там, где кальяны остались в меню, отмечается снижение интенсивности их курения и среднего «кальянного чека». Так, в Room Cafe отмечают, что посетители продолжают заказывать кальяны, но в меньшем количестве или более дешевые. Если раньше компания из нескольких человек могла заказать два или больше кальяна, то теперь предпочитают ограничиваться одним.

Помимо этого, по словам участников рынка, посетители кафе стараются экономить на добавках. Как отметил директор бара Hookah Project Дмитрий Сиротин, в основном клиенты заказывают кальян на воде. В прошлое ушли экзотические варианты с молоком или алкогольными напитками.

«Экзотические добавки, такие как кальян на грейпфруте, заказывают довольно редко. Средний чек при заказе варьируется от 700 до 800 руб.», — рассказал Д. Сиротин.

Контрафактный товар

Падение рубля привело к существенному росту цен на табак и аксессуары для курения. Однако поднять цены на кальяны заведения просто не могут — платежеспособный спрос весьма и весьма ограничен. В этой ситуации бизнес часто идет на разного рода ухищрения для того, чтобы снизить свои издержки и повысить прибыль. Так, в частности, некоторые рестораны, пабы и кафе стали переходить на контрафактный табак.

«В связи со значительным ростом цен на иностранную продукцию и акцизов, сейчас активней начинает действовать теневой рынок контрафакта», — пояснил администратор магазина «Шарджа» Роман Нелидов.

По его словам, для кальянных выгоднее покупать безакцизный, то есть контрабандный табак. При этом потребитель никогда не узнает, какой именно продукт был положен в его чашку: готовится кальян вдали от посторонних глаз.

«Основной заработок кальянных — это разница между себестоимостью и его продажной ценой. Так, себестоимость кальяна составляет 50 руб., а продают его по 700-800 руб. Именно поэтому заведениям выгодно брать этот продукт, так как он дешевле», — добавил Роман Нелидов.

Малый формат

Еще одной важной тенденцией этого года на рынке в Екатеринбурге стало открытие небольших специализированных кальянных. По словам экспертов, это происходит из-за того, что в законе нет четкого определения данного понятия.

«Считается, что если в меню кальянной нет еды, то это не заведение общественного питания. И курение там не запрещено. Поэтому количество подобных мест в Екатеринбурге выросло примерно в 20 раз. Если раньше их было 7-10 на весь Екатеринбург, то сейчас даже в спальных районах их по 15-20», — пояснил Р. Нелидов.

Впрочем, представители традиционных заведений общественного питания полагают, что подобный бизнес не сможет долго просуществовать на рынке. Так, директор бара Hookah Project Дмитрий Сиротин считает, что такие кальянные нижнего ценового сегмента — это переоборудованные офисные помещения с минимальным ремонтом и дешевой мебелью, и вряд ли такие заведения будут пользоваться спросом среди горожан. Сбудутся ли его прогнозы — покажет время.

Итог

Как полагают участники рынка, сегодня он переходит от хаоса к ситуации хрупкого равновесия. Падение спроса на кальяны компенсировалось резким уменьшением числа заведений, предоставляющих подобную услугу. Рост интереса к относительно недорогому курению без сопутствующего потребления пищи удовлетворяется ростом числа небольших специализированных заведений. Такое состояние может сохраняться неопределенное время — до новых изменений в законодательстве или колебания курса валют.

Другие материалы по теме: