Статьи
30.09.2015

Отбор полномочий

Отбор полномочийКомитет по региональной политике и развитию местного самоуправления свердловского Заксобрания большинством голосов рекомендовал к принятию законопроект о лишении Екатеринбурга градостроительных полномочий и передаче их на региональный уровень. При этом сами депутаты признали, что документ «сырой», не прошел общественного и профессионального обсуждения. Глава же областного Минстроя Сергей Бидонько подтвердил все опасения участников рынка — у ведомства нет ни кадров, ни четкой структуры, ни средств, для выполнения этих функций.

Так совпало, что обсуждение законопроекта о лишении Екатеринбурга функции по утверждению правил землепользования, застройки, градостроительных нормативов, а также выдачи разрешений на строительство проходило в тот день, когда администрация города проводила совещание с застройщиками, где уточнялись объемы ввода жилья в 2015 году.

Екатеринбург является лидером среди муниципалитетов Свердловской области по вводу жилья — по данным Свердловскстата, за январь-август 2015 года в муниципалитете было сдано в эксплуатацию 660 тыс. кв. м. И на совещании с застройщиками было отмечено, что, несмотря на все финансово-экономические сложности в отрасли и в экономике в целом, у города сохраняется потенциал ежегодно сдавать до 1 млн кв. м. жилплощади.

Однако большинство членов комитета по региональной политике и развитию местного самоуправления решили раскачать относительно стабильную лодку строительного рынка Екатеринбурга с подачи депутатов Дмитрия Шадрина и Владимира Конькова. Именно они де-юре считаются авторами законопроекта по передаче градостроительных полномочий из ведения администрации Екатеринбурга в регион.

Де-факто же, по некоторым данным, за этим стоят специалисты министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области (МУГИСО), что косвенно подтверждается словами все того же Дмитрия Шадрина.

В ходе заседания он заявил, что документ преследует цель — повышение инвестиционной привлекательности области.

«Переход на принцип одного окна, корректировка бюрократических процедур позволит сократить время выдачи документации застройщикам, ну и это сэкономит средства в бюджете города», — заявил Дмитрий Шадрин.

На вполне закономерный вопрос депутата Евгения Артюха, почему выбор пал на Екатеринбург, а не на Невьянск или Первоуральск, Владимир Коньков отметил, что столица Среднего Урала является для застройщиков наиболее интересным городом.

Однако в данном случае слова автора законопроекта, который сам является основателем строительной корпорацией «Маяк» и неоднократно подвергался критике со стороны властей и коллег за неэффективную работу, совершенно не вяжутся с выводами правительства Свердловской области.

Напомним, что согласно рейтингу инвестиционной привлекательности муниципалитетов, который был составлен региональным министерством инвестиций, в пятерку лидеров входят Ирбит, Нижняя Тура, Нижний Тагил, Тавда и Арамиль. Что касается Екатеринбурга, то он в топ наиболее инвестиционно привлекательных городов региона не попал, заняв скромное 47-е место. Почему в таком случае строительный бизнес, основанный депутатом Коньковым, сосредоточен в административном центре Свердловской области, а не на периферии, совершенно не ясно.

Присутствовавший на заседании комитета министр строительства Свердловской области Сергей Бидонько заявил, что если законопроект будет принят, то ведомство готово начать работу. При этом он подтвердил худшие опасения застройщиков Екатеринбурга, отметив, что для осуществления этих функций министерству потребуются новые кадры и дополнительное финансирование. Кроме того, по его словам, потребуется принимать новые законы, чтобы зарегламентировать отношения между Екатеринбургом и Свердловской областью.

Против принятия законопроекта выступил член комитета Нафик Фамиев. По его словам, для утверждения документов на заседании комитета не были приведены аргументы. Депутат также не увидел, что в законопроекте отражено мнение специалистов: представителей строительной отрасли и администрации Екатеринбурга.

«Надо все делать разумно. Если есть специалисты, надо показывать, что документ написан специалистами. У вас на уровне области нет ни структуры, ни денег, ни кадров для этих полномочий. Я понимаю, что кого попало всегда можно найти», — сказал Нафик Фамиев.

Парламентарий отметил, что вместо разделения градостроительных полномочий от принятия законопроекта произойдет обратный эффект — монополизация отрасли органами исполнительной власти. Этот шаг, как полагает Нафик Фамиев, создаст коррупционные условия.

Евгений Артюх, в свою очередь, потребовал не торопиться с принятием закона и вынести его на общественную экспертизу с участием экспертов строительного рынка.

«Мы очень торопимся. Я предлагаю снять с законопроект с рассмотрения. Он должен быть подвергнут экспертизам специального совета. Куда мы спешим с передачей полномочий? Завтра что, конец света? Мы передали полномочия по неразграниченным землям — ко мне потом предприниматели сразу пошли. У них проблемы остались одни и те же. Спешка здесь не нужна», — отметил Евгений Артюх.

Однако большинство членов комитета в итоге решило рекомендовать законопроект к принятию.

По словам исполнительного директора НП СРО «Гильдия строителей Урала» Вячеслава Трапезникова, тот факт, что законопроект был принят на заседании комитета, говорит о том, что с высокой долей вероятности его одобрит и Законодательное собрание региона.

«Как он будет работать? В первые полгода никак. В силу организационных, управленческих, юридических, технических и других вопросов, которые надо решать. Вторые полгода закон будет работать очень плохо», — отметил Вячеслав Трапезников.

По его словам, повышать инвестпривлекательность Свердловской области, конечно, надо, но в Таборах, Шалях, Ревде и других муниципалитетах. Однако, как считает Вячеслав Трапезников, у этих городов полномочия никто не отбирает, а региональный Минстрой вряд ли займется ими, потому что нет политического решения.

«Общеизвестный факт, что Екатеринбург является лидером среди городов России по объемам гражданского строительства на душу населения на протяжении нескольких лет. Это само по себе является доказательством инвестиционной привлекательности. Московские, петербургские, финские, американские, какие только компании не работают в Екатеринбурге, успешно конкурируя с местными», — заявил Вячеслав Трапезников.

Лишение Екатеринбурга градостроительных полномочий является борьбой за власть, считает заместитель главы администрации города по вопросам капитального строительства и землепользования Сергей Мямин.

«Екатеринбург уже более 10 лет занимает лидирующие позиции в стране по многим показателям, в частности, по объему застройки. На данный момент становится непонятно, зачем вносить подобные изменения и ломать сложившуюся систему работы, особенно во время напряженной обстановки в стране. Мое предположение — это борьба за власть», — считает Сергей Мямин.

О том, что внесение такого законопроекта является политическим действием, согласны и другие наблюдатели. Губернатору Свердловской области Евгению Куйвашеву в 2013 году не удалось политическими методами укрепить свою власть в Екатеринбурге. Теперь в ход пошли административные барьеры, в числе которых и снижение отчислений от сбора НДФЛ, и передача полномочий по неразграниченным землям и в сфере здравоохранения.

По всей видимости, тот факт, что подобными действиями в конечном итоге понижается инвестиционная привлекательность административного центра Свердловской области, главу региона не интересует. Получается, что власти действительно загоняют Екатеринбург на 47-е место в своем инвестрейтинге. На каком месте после этого окажется сама Свердловская область по сравнению с другими субъектами РФ, остается только догадываться.
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
29.09.2015 На повестку Заксобрания вынесут закон, угрожающий строительному рынку Екатеринбурга

УрБК, Екатеринбург, 29.09.2015. Комитет по региональной политике и развитию местного самоуправления свердловского ...

29.09.2015 Сергей Мямин: Лишение Екатеринбурга градостроительных полномочий носит политический характер

УрБК, Екатеринбург, 29.09.2015. Лишение Екатеринбурга градостроительных полномочий является борьбой за власть. Об этом ...

29.09.2015 Сергей Мямин: Лишение Екатеринбурга градостроительных полномочий носит политический характер

УрБК, Екатеринбург, 29.09.2015. Лишение Екатеринбурга градостроительных полномочий является борьбой за власть. Об этом ...

25.09.2015 «Подарок» застройщикам

Власти Свердловской области дестабилизируют строительную отрасль Екатеринбурга ...

25.09.2015 Сергей Мямин: Законопроект о передаче градостроительных полномочий является политическим решением

УрБК, Екатеринбург, 25.09.2015. Законопроект о передаче градостроительных полномочий является политическим решением. ...