Статьи
26.08.2015

Ажиотаж 2.0

Фотография предоставлена сайтом www.morguefile.comРезкое ослабление рубля к доллару и евро может вызвать ситуацию на потребительском рынке, сравнимую с ажиотажем, который произошел по той же причине в конце 2014 года. По мнению экспертов, девальвация национальной валюты в первую очередь спровоцирует подорожание продуктов питания, импортной электроники и бытовой техники, автомобилей и запчастей к ним. Тем не менее, может случиться так, что ажиотажа как такового не будет – у граждан просто не осталось наличных средств и накоплений, чтобы скупать товары, которые вырастут в цене из-за девальвации рубля. Те же, кто еще имеет сбережения, давно перевели их в доллары и евро. И на фоне заявлений о том, что правительство РФ готовится к курсу 75 руб. за 1 долл. США, переводить средства обратно в нацвалюту не будут.

Продукты питания

Согласно последним данным Росстата, рост цен на продукты питания в РФ за январь-июль 2015 года составил 10,6%, в то время как в ЕС продовольствие стало дешевле на 0,1%.

При этом в июле цены на продукты питания в РФ снизились на 0,5% после снижения на 0,8% в июне и на 0,1% в мае. В апреле они оставались неизменными после того, как подскочили в I квартале.

В связи с резкой девальвацией рубля, депутат Законодательного собрания Свердловской области, вице-президент ЗАО «Супермаркет «Кировский» Лев Ковпак считает, что в регионе могут подорожать все продукты питания, где есть так называемая валютная составляющая.

«В первую очередь это фрукты, овощи, мясная продукция. Та же местная вроде бы колбаса подорожает, так как мясо для ее производства завозится из Китая, поэтому здесь валютная составляющая очень высока. Молочная продукция в данном случае в Свердловской области не в такой мере подвержена этим факторам, так как на 56% мы сами себя обеспечиваем молоком», — отметил Игорь Ковпак.

Таким образом, спустя год после начала санкционных войн между РФ и западными странами в Свердловской области хоть и наладили производство собственного хамона, однако говорить о том, что полностью избавились от импортной составляющей на продовольственном рынке, не приходится. И речь идет не только о мясе, но и о семенах и комбикормах, которые аграрии вынуждены закупать за рубежом за валюту.

Электроника и бытовая техника

В конце 2014 года, когда рубль подвергся очередному витку девальвации, население бросилось скупать компьютеры, холодильники, стиральные машины и прочую бытовую технику. Отдельные наблюдатели даже ставили это в заслугу правительству РФ, обеспечившему подобный уровень благосостояния народа: дескать, при кризисе в 1989 и 2008 годах скупали спички и соль, а теперь гаджеты и пылесосы.

Сейчас, когда рубль продолжил стремительное падение, участники этого рынка ожидают очередного скачка цен в профильных магазинах. «Мы ожидаем, что вендоры увеличат для ритейлеров отпускные цены практически на всю электронику в результате серьезного колебания курса. Более того, абсолютно вся импортируемая электроника может стать лидером роста цен. Производители бытовой техник, которые имеют высокую степень локализации в России, сегодня работают на пределе своей эффективности», — считают в компании «E96.RU».

При этом за прошедшие два квартала 2015 года в магазинах отмечается переориентация спроса на самые дешевые и непопулярные товары.

«Они растут за счет предложения потребителю товаров с теми же характеристиками, но экономят, скорее, на маркетинге. То есть мы наблюдаем переориентацию спроса на более дешевые и непопулярные аналоги», — считают в интернет-магазине.

На фоне очередного ослабления национальной валюты в компании ожидают увеличения спроса на бытовую технику, как это было в декабре 2014 года.

Автомобили

На автомобильном рынке, по словам директора «Auto-Dealer-Екатеринбург» Михаила Чаплыгина, ажиотаж уже отмечается, несмотря на то, что по итогам I полугодия 2015 года продажи новых легковых и коммерческих автомобилей снизились на 47%.

«Сейчас у людей после ноября-декабря 2014 года немного мозг на место встал, и хотят покупать машины, а не по два холодильника. Но автомобилей сейчас очень мало, дилерам нечего продавать, и если обещают появление автомобилей, то только в ноябре. При этом цену назвать не могут. Понятное дело, что автоконцерны будут поднимать цены на машины, чтобы как-то зафиксировать свои валютные потери. Однако если валюта откатится на прежний уровень, то этого может и не произойти, но предпосылок к откату пока нет. Вслед за этим начнут дорожать запчасти на 10-15%, и следует ждать дальнейшей коррекции стоимости полисов КАСКО», — считает Михаил Чаплыгин.

Стоит отметить, что с 1 сентября на фоне падения рубля свои цены примерно на 5% повышают Ford, Suzuki, Peugeot и Citroen. При этом в автопроме ожидают повторения декабрьского всплеска продаж.

Ажиотаж 2.0

В данной ситуации возникает закономерный вопрос: а есть ли у граждан средства на покупку автомобилей, бытовой техники, смену смартфона или компьютера? Эксперты в данном случае расходятся во мнении. Одни считают, что у россиян еще достаточно накоплений, чтобы совершать покупки по повышенным ценам. Тем не менее, при нынешних скачках национальной валюты, которая хоть и отыгрывает немного свои позиции, но все равно обесценивается, большинство граждан, имеющих «подушку безопасности», давно перевели ее в евро или доллары.

С другой стороны, часть наблюдателей считает, что ажиотажного спроса на потребительском рынке не будет, так как население растратило свои деньги еще в конце прошлого года. В частности, по данным июльского исследования Фонда общественного мнения (ФОМ), большая часть россиян — 59% — не имеют денежных сбережений. При этом 45% граждан, не имеющих накоплений, считают, что сейчас неподходящее время для того, чтобы их делать. Помимо этого, стоит отметить, что общее число тех, кто не накапливает свои сбережения, за последний год выросло на 12%.

Одновременно с этим, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), с января по июль 2015 года заметно больше стало россиян, которые покупают более дешевые, чем ранее, продукты и товары (с 22% до 32%). Еще 21% делает это последние полгода.

Таким образом, если и ждать роста продаж на потребительском рынке, то в сегменте эконом-класса, а в продовольственном, по всей видимости, часть населения вновь может вернуться к старой формуле «соль и спички».
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
26.08.2015 В январе-июле 2015 года продукты питания в России подорожали почти на 11%

УрБК, Москва, 26.08.2015. Рост цен на продукты питания в РФ за январь-июль 2015 года составил 10,6%, в то время как в ...

25.08.2015 «E96.RU»: лидером по росту цен станет вся импортируемая электроника

УрБК, Екатеринбург, 25.08.2015. Интернет-магазин «E96.RU» ожидает резкого роста цен на всю импортную электронику и ...

17.07.2015 Число россиян, не имеющих накоплений, за год выросло на 12%

Большая часть россиян — 59% — не имеют денежных сбережений. Об этом сообщает Фонд общественного мнения в своем ...

17.07.2015 ФОМ: больше половины россиян не имеют денежных сбережений

УрБК, Москва, 17.07.2015. Большая часть россиян — 59% — не имеют денежных сбережений. Об этом сообщает Фонд ...

06.11.2014 Лев Ковпак: Продуктовая инфляция в этом году может составить 12-15%

УрБК, Екатеринбург, 06.11.2014. Темпы роста цен на продукты питания к концу 2014 года могут достигнуть 12-14%, считает ...