Статьи
23.12.2014

Рынок внутреннего туризма растет за счет шопинга

Рынок внутреннего туризма растет за счет шопингаОдним из последствий валютного кризиса и напряженной политической и экономической ситуации в регионе стала активизация рынка внутреннего туризма Свердловской области. В 2014 году объем спроса впервые за последние годы вырос на 25-30%, причем наиболее популярным является шопинговый туризм, что, по мнению экспертов, наглядно показывает влияние обострившихся в последнее время проблем в экономике. Однако, несмотря на сложности, туроператоры и отельеры ожидают в новогодние праздники почти стопроцентную заполняемость номерного фонда области, особенно на загородных турбазах.

«Уральцы оперативно переориентировались на внутренний туризм, и мы видим, что у нас на новогодние каникулы забронированы практически все санатории, дома отдыха и гостиницы. К нам едут не только из соседних регионов: увеличился и интерес жителей стран Азии и бывшего СНГ. Тем более, для туроператоров этих стран мы провели несколько рекламных туров по Свердловской области, заранее показав все наши возможности», — сказала директор Центра развития туризма Свердловской области Эльмира Туканова.

Эксперты отмечают, что лидером в рейтинге направлений по турпотоку из региона является шопинг в Екатеринбурге. А приток жителей ближнего зарубежья зачастую объясняется не желанием увидеть достопримечательности, а тем, что покупать за рубли стало значительно выгоднее. По словам Эльмиры Тукановой, туристы скупают «гречку, «Лексусы» и турпродукты», хотя последние являются скорее сопутствующим товаром. Впрочем, это не мешает приезжим обеспечивать заполняемость отелей города и спрос на сувенирную продукцию.

«Средств размещения с учетом увеличившегося турпотока в регионе достаточно, гостиницы рассчитаны на разный «кошелек», причем отели сегодня предлагают очень лояльные цены и не планируют их повышать. Так, стоимость новогодней ночи варьируется от 3,5 до 13 тыс. руб. Кроме того, есть и собственные туристические программы, которые формируют сами отели», — рассказала президент НП «Клуб отельеров Екатеринбурга» Татьяна Дедова.

Второе место по популярности занимают уральские горнолыжные курорты. По данным Центра развития туризма, на сегодняшний день в регионе работают более 50 горнолыжных центров.

«Турпоток у нас обеспечивается даже летом за счет веломаршрутов, картинга и т.д. А на новогодние праздники гостиница бронировалась за полгода, и сейчас мест нет. Мы в постоянном режиме проводим соревнования, а после праздников откроем один из лучших сноупарков в Свердловской области», — рассказал директор горнолыжного комплекса «Гора Белая» Александр Зотов.

Однако сложности геополитического и макроэкономического уровня несколько охлаждают оптимизм, вызванный всплеском интереса уральцев к активному отдыху в пределах региона, и заставляют задуматься о будущем.

«У нас все оборудование и запчасти закуплены еще летом. Но мы работаем с австрийскими и канадскими поставщиками, подъемники используем оригинальные австрийские, и пока вопросы о дальнейших поставках и ценах остаются открытыми», — пояснил Александр Зотов.

Что касается загородного отдыха в целом, по словам исполнительного директора Уральской ассоциации туризма Михаила Мальцева, номерной фонд в наиболее востребованной зоне 50 км от Екатеринбурга крайне недостаточен для размещения всех желающих.

«На протяжении многих лет здесь ситуация кардинально не менялась. У нас по каждой трассе всего по паре небольших объектов на 15-25 номеров. Потребность колоссальная. Культуры загородного отдыха в Свердловской области практически нет, потому что для ее формирования должны развиваться параллельно придорожный сервис, отели, формироваться соответствующие турпродукты как для детей, так и для взрослых — фольклорные, спортивные и другие. Но здесь ничего не сделать без взаимодействия областных властей и турсообщества, так как для строительства объектов необходимы дороги, коммунальные сети и так далее, а это возможно лишь на принципах государственно-частного партнерства», — пояснил Михаил Мальцев.

Также среди туристов традиционно пользуются популярностью поездки в Невьянск, Нижний Тагил и Алапаевск. По словам Эльмиры Тукановой, за последнее время здесь появилось много интересных интерактивных турпродуктов, связанных с народными промыслами, намыванием золота и т. д. Однако эксперты полагают, что на сегодняшний день данное направление лишь в очень небольшой степени раскрывает свой потенциал.

«Это не туриндустрия — это самодеятельность. Направление пока не вышло на уровень туриндустрии с регулярными потоками, капитальными вложениями, который позволил бы создать рабочие места и в целом поднять уровень жизни в таких местах, как Невьянск, Верхотурье и т. д. Здесь нужны большие проекты с федеральным и областным финансированием, предполагающие создание соответствующей инфраструктуры», — полагает исполнительный директор УАТ.

Что касается санаторно-курортного отдыха, здесь Свердловская область испытывает значительную конкуренцию со стороны соседних регионов.

«Мы испытываем большую конкуренцию, но спрос достаточно высокий. Сегодня мы вышли на круглогодичную заполняемость наших санаториев. К тому же появилось много программ выходного дня, в том числе комбинированных, например, спа-тур, совмещенный с экскурсионной программой», — рассказала президент Урало-Сибирской курортной ассоциации Ольга Гаврилова.

«В области санаториев с соответствующим международным стандартам уровнем обслуживания и технического оснащения всего два, да и остальных тоже немного. Причем значительная их часть имеет специализацию по заболеваниям. Поэтому выбор в нашем регионе очень невелик», — отметил Михаил Мальцев.

Таким образом, тридцатипроцентный рост объема внутреннего туризма в Свердловской области, по мнению экспертов, является достаточно относительным показателем и во многом ситуативным. Для того, чтобы этот сегмент туристического рынка раскрыл свой потенциал, необходимо эффективное взаимодействие всех уровней власти с профессиональным сообществом и существенные капиталовложения. Без этого многие интересные проекты так и останутся на уровне самодеятельности.

Елена Цылева
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
04.12.2014 Воспользоваться моментом: внутренний туризм может упустить шанс на развитие

Кризисная ситуация в туристической отрасли Свердловской области, наиболее ярко проявившая себя прошедшим летом на фоне ...

03.12.2014 Не до отдыха: кризис зарубежного туризма не приводит к росту турпотока внутри России

Кризисная ситуация в туристической отрасли Свердловской области привела к снижению турпотока не только по зарубежным ...

09.12.2013 В Екатеринбурге впервые прошли туры в формате Workshop для представителей туристического бизнеса

УрБК, Екатеринбург, 09.12.2013. В Екатеринбурге закончилась серия рекламно-информационных туров для профессионалов ...

04.10.2013 Чем богаты, тем и рады: Свердловская область презентовала свои туристические возможности

Сегодня в Екатеринбурге открылся третий международный евразийский туристический форум «Туризм и гостеприимство-2013» ...

09.10.2012 Все включено: эксперты отрасли ищут способы развития въездного туризма

На сегодняшний день и туристические фирмы, занимающиеся въездным туризмом в Свердловской области, и региональные власти ...