VIP-Интервью
27.11.2014

Дмитрий Серебряков: Бюджетные инвестиции должны быть эффективными

Дмитрий Серебряков: Бюджетные инвестиции должны быть эффективнымиНа вопросы ИАА «УралБизнесКонсалтинг» о проблемах эффективности бюджетных инвестиций и конкуренции среди регионов РФ за право получать дополнительные средства из федеральной казны ответил директор филиала Российской Ассоциации энергосервисных компаний (РАЭСКО) по УрФО Дмитрий Серебряков.

— Дмитрий Владиславович, вы достаточно давно занимаетесь вопросами энергоэффективности в сфере ЖКХ. Можно ли сравнить принципы, применяемые в этой сфере, с процессом бюджетирования других направлений жизнедеятельности общества?

— Я считаю, что обществу и бизнесу пора, по всей видимости, поднять вопрос о том, как и с каким результатом распределяются средства из различных уровней бюджета. Бизнес генерирует доходную базу бюджетов, а власть распределяет ее в пользу общества, и в этой системе у каждого есть права и обязанности. Хорошо известна из мирового, да и из отечественного опыта практика бюджетирования, ориентированного на результат. Ведь смысл не в самом процессе распределения средств и обеспечении его формальной законности, а в том социально-экономическом эффекте для граждан, который ими достигается.

— Можете привести пример?

— Пожалуйста. Бюджет вкладывает деньги в здравоохранение. По каким показателям надо за них отчитываться? Самое распространенное, к сожалению, по вводу в эксплуатацию больниц, поликлиник и койкомест. Но это не говорит об эффективности вложений для общества. Более продвинутый вариант — по количеству пролеченных на этих введенных мощностях в год, например. Но и это не конечный результат. Лучше всего об эффективности государственных инвестиций скажет показатель снижения заболеваемости, обращений за медицинской помощью. Другой пример — когда сотрудники ГИБДД получают поощрения не за количество выездов или оштрафованных, а за быстрое решение аварийных ситуаций, снижение пробок на дорогах.

— Но ведь для этого нужно в корне менять подходы к оценкам.

— Да. Нужно разработать такие показатели, говорящие о полезности инвестиций и работе чиновников, в каждой отрасли для граждан. Дело это непростое, но это возможно. Кстати, подобные подходы предусмотрены и в статье 34 Бюджетного кодекса РФ.

— Можете в общих чертах обрисовать ваше видение таких показателей?

— На мой взгляд, показатели эффективности бюджетных средств необходимо устанавливать именно исходя из качественной, потребительской полезности результата, а не из количества купленного, освоенного, установленного. Для отрасли ЖКХ это может быть количество заключенных в жилищном секторе энергосервисных контрактов, снижение или отсутствие роста совокупного платежа населения за жилищно-коммунальные ресурсы, доля оплаты за ресурсы по фактическим показаниям приборов учета и тому подобное. А не количество установленных счетчиков, которые ни к каким изменениям не приводят.

— Ну хорошо, но если у региона, особенно в нынешних непростых экономических условиях, просто нет собственных средств, чтобы инвестировать в какую-либо сферу?

— За инвестиции с более высоких уровней бюджета надо конкурировать. На днях губернатор Свердловской области именно об этом и сказал. В других регионах это нормальная практика, когда с чиновника спрашивается и за то, сколько средств из федерального бюджета он смог привлечь в свою отрасль. Ведь налоги и иные поступления собираются в соответствии с нормативной базой, и предусмотрен целый ряд способов их частичного возврата на территорию. Свердловская область всегда оставалась донором, сильным регионом с развитой промышленностью и в целом налоговой базой, и на протяжении ряда лет выстраивалась политика самодостаточности и, так сказать, нежелания просить.

Однако сегодня ни у кого не вызывает сомнений потребность в привлечении в регион инвестиций, тем более в условиях растущего бюджетного дефицита. Федеральный бюджет формируется в том числе и поступлениями с территории Свердловской области, почему бы не вернуть часть этих средств обратно в виде инвестиций, раз такая возможность предусматривается законодательством? Могу говорить на примере программ в отрасли энергоэффективности и ЖКХ, которую я хорошо знаю. Неужели в Свердловской области настолько все построено, отремонтировано, модернизировано и удобно, и всего жителям хватает, что эти средства некуда приложить? Федеральный уровень бюджета — такой же инвестор, за чьи деньги надо конкурировать, а впоследствии отчитываться, как за любые средства стороннего инвестора.

— Почему же это не применяется на практике в Свердловской области?

— Возможно, чиновникам не хочется десантироваться в Москве и ходить по кабинетам, мол, и дома работы хватает. Но сегодня без этого регион недополучает серьезные средства. Несколько десятков миллионов лишними быть не могут. К примеру, только на софинансирование программ повышения энергоэффективности в 2011-2014 годах регионы, выполнившие все условия, могли ежегодно получать, и некоторые получали, до 500 млн руб.

При этом конкуренция за бюджетные средства, конечно, должна быть и на уровне субъектов рынка, и быть максимально прозрачной. Казалось бы, для этого прописана вся необходимая законодательная база, однако бизнесменов все это мало убеждает, и общение с ними приводит пусть к субъективному, но неутешительному выводу — насколько я могу судить, попадание в «обойму» не зависит от качества предлагаемого товара или услуги, а объясняется другими качествами. И если бизнес это не устраивает, начинать менять ситуацию надо именно в регионе — выходить в СМИ, на отраслевые площадки и поднимать эти вопросы. Иначе складывается иллюзорное впечатление, что всех все устраивает.
Вернуться в раздел » VIP-интервью
Материалы по теме
26.11.2014 Дмитрий Серебряков: Бюджетные инвестиции должны быть эффективными

На вопросы УрБК ответил директор филиала Российской Ассоциации энергосервисных компаний по УрФО Дмитрий Серебряков ...

17.04.2014 Глава СРО НП «Союз энергоэффективность» предложил создать рыночные условия для инвестиций в сфере ЖКХ

УрБК, Екатеринбург, 17.04.2014. Для проведения энергосервисных мероприятий в сфере ЖКХ необходимо создать рыночные ...

11.12.2013 СРО НП «Союз «Энергоэффективность» предложило ужесточить условия капитальных ремонтов жилых домов

УрБК, Екатеринбург, 11.12.2013. В Екатеринбурге 10 декабря прошел 5-й Российско-Германский форум энергоэффективности, ...

13.11.2013 В Свердловской области возникла неясность с распределением средств на образование

УрБК, Екатеринбург, 13.11.2013. В Свердловской области возникли проблемы с распределением средств на оплату труда ...

08.10.2013 Евгений Куйвашев: Свердловской области необходимо повысить эффективность бюджетных расходов

УрБК, Екатеринбург, 08.10.2013. Повышение эффективности бюджетных расходов и строгая экономия бюджетных средств при ...