Статьи
28.10.2014

Зачем интернет-ритейлерам «мочить» россиян?

Фотография предоставлена сайтом morguefile.com Стал известен перечень организаций, лоббирующих снижение порога стоимости беспошлинных посылок, оформленных через заказы в зарубежных интернет-магазинах. До последнего времени считалось, что главными противниками беспошлинной интернет-торговли являются таможенные службы и Почта России, которые физически не справлялись с обработкой большого числа почтовых отправлений и потому требовали сократить их число за счет значительного уменьшения порога беспошлинного ввоза с нынешних 1 000 евро до 100-150 евро. Но непосредственно перед принятием правительством РФ новых правил торговли во всеуслышание заявил о себе истинный лоббист этих изменений, уже вызвавших крайне негативный отклик миллионов россиян. Им оказалась российская Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ), объединяющая более 20 крупных отечественных ритейлеров.

Как сообщает издание «Коммерсантъ», АКИТ обратилась с письмом в адрес президента России Владимира Путина с требованием снизить максимальную стоимость пересылаемых отправлений до 150 евро и взимать 30-процентную пошлину с каждой посылки, таможенная стоимость которой превышает этот лимит. Одновременно организация обвинила правительство в стремлении пойти навстречу гражданам России и снизить порог беспошлинной пересылки не так сильно, как этого бы хотелось отечественным ритейлерам.

По мнению экспертов, фактически реализация этого требования будет означать запрет на работу с иностранными интернет-магазинами, так как указанная сумма не подразумевает совершения сколько-нибудь серьезной покупки. Таким образом, получается, что отечественные интернет-магазины, не выдерживая конкуренции с зарубежными площадками, пытаются достичь монопольного положения административным путем.

Следует отметить, что впервые вопрос об изменении размера беспошлинного ввоза почтовых посылок из-за рубежа был поднят около года назад. В марте 2014 года правительство внесло в Госдуму законопроект, который регулирует беспошлинный ввоз товаров для личного пользования в почтовых сообщениях. Минфин, в свою очередь, предложил снизить порог беспошлинной стоимости ввозимых из-за рубежа посылок, включая посылки интернет-магазинов, с 1 000 евро до 150 евро. Предложение вызвало продолжительную общественную дискуссию, переходящую в негодование миллионов россиян, успевших привыкнуть к заказам товаров в зарубежных интернет-магазинах. В результате правительство Российской Федерации не стало спешить с принятием новых норм беспошлинного ввоза, процесс рассмотрения вопроса и согласования затянулся более чем на полгода.

В течение последней недели из различных источников поступали сообщения о том, что правительство приняло решение ввести намного менее суровые ограничения, чем ранее предполагалось. Видимо, именно эти утечки информации и заставили АКИТ в спешном порядке «выйти из тени» и продемонстрировать свой лоббистский интерес.

При этом стремление отечественных интернет-ритейлеров защитить свой бизнес от конкуренции со стороны иностранных компаний вполне понятно. Удивление в этой ситуации вызывают те способы и методы, которыми решило воспользоваться российское профессиональное объединение для того, чтобы отстаивать свои интересы. Традиционно столкнувшиеся с трудностями профессиональные участники рынка объединяются в ассоциации для того, чтобы договариваться с государством относительно тех или иных уступок, льгот и преференций для себя. Здесь же мы наблюдаем совершенно иную картину.

Можно говорить об определенном моральном выборе, совершенном членами АКИТ: вместо того, чтобы требовать от властей улучшения условий ведения собственного бизнеса, они фактически требуют ухудшить условия жизни нескольких миллионов россиян, чтобы заставить их пользоваться своими услугами. Таким образом, отраслевая ассоциация из инструмента защиты прав предпринимателей на глазах фактически превращается в инструмент для репрессий в отношении граждан собственной страны.

Тем не менее уже сегодня можно констатировать, что лоббисты фактического запрета международной интернет-торговли проиграли дважды. Во-первых, правительство не пошло у них на поводу и приняло «соломоново решение» о снижении порога беспошлинной посылки не в 7, а в 2 раза, до 500 евро. Об этом сообщил глава Минэкономразвития России Алексей Улюкаев в интервью «Российской газете».

«Если посмотреть график интернет-покупок, то видно, что на посылки стоимостью свыше 500 евро, а это 2% всех отправлений, приходится примерно 30% стоимостного объема. Считается, что бизнес начинается за этой гранью. И совершенно непонятно, почему он должен быть освобожден от таможенных пошлин, если получает товары из-за границы по почте. А посылки стоимостью до 500 евро — это, как правило, потребление домашних хозяйств, люди покупают для себя, и такие посылки дополнительно облагаться не будут», — объяснил решение правительства Улюкаев.

Одновременно с этим АКИТ нанесла серьезный урон собственному имиджу и репутации всех компаний, которые в нее входят. Отечественные интернет-магазины, традиционно позиционируемые как адепты свободной торговли, неожиданно предстали сторонниками заградительных барьеров и административных мер давления на покупателей. Не вовремя заявив о своей позиции, участники ассоциации фактически расписались в том, что не готовы к честной конкуренции с зарубежным бизнесом и могут делать прибыль на ущемлении прав своих потенциальных клиентов.

В результате серьезные репутационные риски могут понести все участники АКИТ, в том числе такие известные бренды, как «Связной», «Белый ветер», «М.видео», «МедиаМаркт», «Спортмастер», «Эльдорадо», «Lamoda». Среди организаций, лоббирующих фактический запрет свободной торговли частных лиц через зарубежные интернет-магазины, оказалась и компания «Ютинет.ру», не так давно заявившая об интеграции с екатеринбургским интернет-магазином «E96.ru». Таким образом, екатеринбургская площадка для интернет-торговли фактически оказалась в числе лоббистов закона, вот уже год вызывающего негодование граждан России.

Впрочем, екатеринбургский интернет-магазин старается всячески отмежеваться от собственников и коллег по цеху в этом скользком вопросе.

«Компания «Е96.ру» не является членом АКИТ. Следовательно, не имеет никакого отношения к этой ассоциации. Никто из руководителей «Е96.ru» ни разу не принимал участия в публичных или закрытых обсуждениях этой инициативы, не входил в экспертный совет, который готовил предложения для президента РФ и правительства. То, что ОАО «Платформа Ютинет.ру» на 100% владеет ООО «Интернет-магазин Е96», не делает последнее членом АКИТ автоматически, поскольку «Е96.ru» ведет самостоятельную хозяйственную деятельность», — сообщает пресс-секретарь магазина Дмитрий Иванов.
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
27.10.2014 Екатеринбургский интернет-магазин E96.ru оказался в числе лоббистов закона, направленного против зарубежной интернет-торговли

УрБК, Екатеринбург, 27.10.2014. Стал известен перечень организаций, лоббирующих снижение порога стоимости беспошлинных ...

07.07.2014 Минфин планирует собрать 60 млрд руб. пошлин с заграничных интернет-покупок россиян

УрБК, Москва, 07.07.2014. Министерство финансов РФ рассчитывает в 2015-2017 годах собрать 60 млрд руб. пошлин с ...

06.05.2014 Владимир Путин наделил правительство правом ограничивать зарубежную интернет-торговлю

УрБК, Москва, 06.05.2014. Президент РФ Владимир Путин подписал закон об ограничении зарубежной интернет-торговли, ...

29.01.2014 Таможня и операторы экспресс-доставки договорились упростить оформление посылок

УрБК, Москва, 29.01.2014. Федеральная таможенная служба и компании, доставляющие товары из зарубежных ...

29.11.2013 Глава ФТС предлагает ограничить покупки в зарубежных интернет-магазинах

УрБК, Москва, 29.11.2013. Федеральная таможенная служба (ФТС) России предлагает снизить количество не облагаемых ...