23.09.2014

Вместо налога с продаж: в Свердловской области могут появится новые сборы для МСБ

Российским регионам предоставят право вводить специальные сборы: за право заниматься торговлей, оказывать услуги общественного питания, такси и туристические. Это решение станет альтернативой налогу с продаж, от введения которого правительство окончательно отказалось. По мнению экспертов, это позволит частично решить проблему дефицита региональных бюджетов, однако приведет к удорожанию стоимости некоторых товаров и услуг для потребителя, а также ударит по бизнесу. Несмотря на это, аналитики уверены в том, что введение местных сборов будет более эффективным шагом, чем внедрение налога с продаж, как для населения, так и для бизнеса.

Согласно планам правительства, новые сборы будут поступать в бюджеты регионов и муниципалитетов. Также предлагается дать местным властям широкие полномочия по определению ставок, ограничив лишь их верхний предел. Ставки могут варьироваться в зависимости от натуральных показателей, характеризующих доходность бизнеса. Например, для сбора за право розничной торговли — площадь торгового зала и месторасположение объекта. Для общепита — площадь, количество мест и расположение. За право перевозок общественным транспортом — в рублях за один автомобиль. Для сбора за проживание в гостиницах определенного класса — в рублях за один день.

Сейчас Минфин, Минэкономразвития и ФНС обсуждают эти критерии, которые будут учитывать сегмент рынка, формат магазина, рентабельность, оборот и торговую площадь.

«На мой взгляд, специальные сборы будут более эффективными, чем налог с продаж. Налог с продаж — это, по сути, налог на торговый оборот. К примеру, если бы его все-таки ввели (в размере до 3%), то стоимость товаров и услуг для конечного потребителя увеличилась бы на ту же самую величину. Тогда как введение местных сборов не всегда приводит к росту цен, особенно при очень высокой конкуренции на рынке», — полагает независимый финансовый аналитик Григорий Вахитов.

По его словам, в Екатеринбурге достаточно развита сфера общественного питания, такси и т. д. Поэтому не факт, что конечная стоимость услуг в этих сегментах вырастет. Возможно, участники рынка просто будут вынуждены повысить эффективность своей работы для того, чтобы сохранить свою долю на рынке.

С этим мнением соглашается финансовый эксперт Григорий Руденко.

«Местные сборы не так сильно повлияют на показатель инфляции, как налог с продаж. Последний платится ежемесячно, его размер зависит от объема выручки. Поэтому магазины обычно сразу перекладывают дополнительные финансовые издержки на конечных потребителей. Тогда как специальный сбор — единоразовый и фиксированный, нагрузка на предпринимателей не должна быть очень большой. Однако его введение все равно в некоторой степени скажется на увеличении цен», — считает Григорий Руденко.

По его словам, также существует еще один риск внедрения специальных сборов. Ставки по налогу с продаж составляют 3%, то есть они одинаковые для всех предприятий. А сбор будет для всех разным. Таким образом, если правительство разработает неграмотные критерии, это может сильно ударить по некоторым представителям бизнеса.

Президент НП «Союз малого и среднего бизнеса Свердловской области» Анатолий Филиппенков считает, что любая дополнительная налоговая нагрузка на может привести к уходу бизнеса «в тень».

«Мне кажется, имеет смысл не только не увеличивать число налогов и сборов, но и, напротив, снижать их. Это придаст импульс развитию бизнеса. Также государству следует разработать дополнительные меры по поддержке эффективных конкурентоспособных предприятий. В любом случае перед принятием новых законов о введении подобных налогов и сборов следует организовать массовое общественное обсуждение на экспертном уровне», — считает Анатолий Филиппенков.

Несмотря на пессимизм некоторых экспертов, следует отметить, что чиновники вынуждены повышать налоговую нагрузку для того, чтобы залатать «дыры» в региональных бюджетах. К примеру, сейчас непростая ситуация сложилась в Свердловской области, где дефицит бюджета в 2013 году составил 26,5 млрд руб. (1,8% валового регионального продукта). По словам министра финансов области Галины Кулаченко, к началу 2015 года он может достичь отметки в 56 млрд руб. (около 3,8% ВРП). Объем государственного долга региона (по состоянию на 1 сентября) составляет 32,7 млрд руб. (2,5% ВРП).

«Нет никаких сомнений, что Свердловская область воспользуется правом введения новых сборов. Как и все остальные регионы России. На мой взгляд, это решение является вполне грамотным и разумным. Потому что налог с продаж, который несколько лет назад уже функционировал в нашей стране, очень плохо собирался. Тогда как специальный сбор, скорее всего, будет более прозрачным. Кроме того, предприниматели будут точно знать, сколько им нужно заплатить», — считает независимый финансовый аналитик Константин Селянин.

По его мнению, для них фиксированная величина будет намного лучше, чем абстрактная.

Можно констатировать, что введение специальных сборов будет более эффективным шагом как для населения (цены вырастут меньше), так и для бизнеса, чем внедрение налога с продаж. Однако многие эксперты сомневаются в правильности самого выбранного вектора на повышение налоговой нагрузки на бизнес. Это может привести к тому, что значительная часть предпринимателей уйдет «в тень».
Вернуться в раздел » Мнение экспертов
Материалы по теме
22.09.2014 Право на выбор: вместо налога с продаж Свердловская область сможет вводить специальные сборы

Российским регионам предоставят право вводить специальные сборы ...

05.08.2014 Легкий путь: в Свердловской области могут ввести максимальную ставку налога с продаж

В ближайшее время российским регионам могут предоставить право вводить налог с продаж до 3% ...

15.07.2014 Налоговое бремя: власти компенсируют рост бюджетных расходов новыми сборами

Налоговое бремя: власти компенсируют рост бюджетных расходов новыми сборами ...

03.07.2014 Проблему региональных бюджетов РФ могут переложить на потребителей

Правительство РФ рассматривает возможность разрешить регионам вводить налог с продаж до 3%. Это позволит принести в ...

02.07.2014 Распахните кошельки: проблему региональных бюджетов РФ могут переложить на потребителей

Правительство РФ рассматривает возможность разрешить регионам вводить налог с продаж до 3% ...