Статьи

Александр Белянин: У нас много талантливых людей, но о них никто не знает

28 август 2014 (10:55)

Александр Белянин: У нас много талантливых людей, но о них никто не знает В Екатеринбурге уже больше года существует творческое пространство «Гений места». Портал представляет собой площадку, где творческие деятели могут разместить свои работы и обсудить их со зрителем, а также найти заказчиков на свои услуги. На вопросы ИАА «УралБизнесКонсалтинг» ответил создатель проекта Александр Белянин.

— Как пришла идея создания проекта «Гений места»?

— Все началось с выставки интерьеров среди дизайнеров, которую я проводил полтора года назад в музее истории Екатеринбурга. Я сам занимаюсь дизайном, поэтому для меня это был интересный опыт. К моему удивлению, для участия в проекте заявилось очень много авторов с работами высокого уровня. К сожалению, тогда нам пришлось отобрать только 22 проекта. Остальные же мы не смогли представить из-за небольшой площадки.

Тогда меня очень обрадовало, что у нас в городе есть колоссальное количество талантливых людей. Но проблема в том, что о них никто не знает. Они в силу миллиона причин нигде не представлены: у кого-то нет для этого денег, у кого-то связей. И мне захотелось просто помочь этим людям представиться, показать их более широкой аудитории, нежели друзья «ВКонтакте» на их странице. Практически ни у кого из них них нет сайтов, кроме друзей, никто не слышит и не видит их творчества, а о выставках уже и говорить нечего.

Так появилась идея создать площадку «Гений места» в интернете. Сначала это была просто группа «ВКонтакте», потом появился сайт. Конечно, многие вещи, такие как, например, размещение работ художников, можно сделать и в группе, но собственный сайт проекта — это уже какой-то показатель. Мы запустили пробную версию сайта в мае прошлого года, буквально месяц назад его обновили. Можно сказать, что проекту ровно один год.

— На кого рассчитан этот проект?

— Прежде всего это создатели и участники культурно-творческой среды и те, кто хочет ими стать. Также это простой зритель, который интересуется искусством. Целевую аудиторию достаточно трудно разделить по гендерному признаку или по возрасту — она делится по другим параметрам.

Изначальная цель проекта — помочь продвинуть авторов. С помощью сайта «Гений места» я могу представить художников, фотографов, поэтов, дизайнеров и показать, что они могут. Возможно, это поможет кому-то из них выставиться. На самом деле любой проект за время своего существования, особенно на начальном этапе, всегда меняется. Это нормально.

— Почему самим авторам должно быть интересно размещать свои работы на сайте «Гений места»?

— Ответ на этот вопрос очень простой: «Да затем, чтобы о тебе узнало большее количество людей и чтобы твои работы дошли до зрителя». Да, на сегодняшний день есть площадки типа того же 500px, где размещают свои работы художники и фотографы, есть Стихи.ру, где поэты размещают свои произведения. Но на этих сайтах сидят одни авторы и смотрят работы друг друга, простого пользователя там нет. Получается, что те же фотографы публикуют свои работы только для других фотографов. Если брать международные площадки, то нашего зрителя там тоже практически нет: они почти все не русифицированы. Все эти площадки зрителями не занимаются. Одной из целей проекта «Гений места» мы ставим вовлечение простого зрителя в культурную среду, привлечение его внимания к работам художников, фотографов, поэтов. Вот именно поэтому авторы и должны регистрироваться на нашем сайте — чтобы их знали, обсуждали.

— «Гений места» — это коммерческий проект?

— Пока проект некоммерческий, и все размещение для авторов бесплатное. Единственное ограничение — все должно соответствовать законодательству и не должно быть серости.

Я не могу сказать, что не рассчитываю на прибыль от «Гений места». Любой проект должен приносить прибыль, ориентироваться на коммерческую составляющую. Другой вопрос, когда начинать этот процесс? Я считаю, что пока это делать рано, но в дальнейшем такие планы есть. Проект должен хотя бы сам себя окупать, иначе он долго не проживет. Можно сделать платные рекламные баннеры: за счет этого живет масса сайтов. Можно сделать платные аккаунты с расширенными услугами, как, например, на сайте 500pх. Есть еще ряд задумок, но пока рано о них говорить.

— Многим авторам удалось найти работу благодаря участию в проекте «Гений места»?

— Я не могу сказать, что каждый фотограф или художник поучаствовал в выставке и получил заказ, но я точно знаю, что у некоторых покупали картины.

Если говорить о прямой продаже картин, фотографий с сайта, то я этого пока не планирую. Дело в том, что интернет-продажа предметов искусства у нас в стране не очень приживается. Культуры приобретения у нас пока не сложилось.

— Как будет дальше развиваться проект «Гений места»?

— У проекта есть три основные цели. Во-первых, это должна быть простая удобная афиша событий. На некоторых городских сайтах такая информация есть, но большинство событий, которые там представлены, и так известны и у всех на слуху. Мы хотим сформировать полную афишу, где были бы также и небольшие мероприятия, о которых практически никто не знает, но они оригинальны и интересны.

Мы расскажем о «квартирниках», небольших выставках, перфомансах и акциях. В нашем городе событий такого рода очень много, однако о них никто не знает, кроме небольшого круга друзей. Например, в Екатеринбурге довольно часто проходят поэтические чтения. Но на них приходит узкий круг людей, это одни и те же лица. Мы были в одном антикафе, где платишь за время пребывания, там было небольшое чтение прозы. Нигде никакой информации об этом мероприятии не было. Мы об нем написали и получили много откликов: людям это интересно.

Второе направление — вовлечение зрителя в процесс. Дело в том, что у нас зрителем практически никто не занимается. Хостинги, сайты, где выставляются работы художников и фотографов, занимаются только авторами. В результате получается, что на таких сайтах почти одни авторы и сидят, и смотрят друг на друга, а зритель в этот процесс никак не вовлекается. Такой замечательный междусобойчик. С самого начала мы решили, что будем уделять зрителю очень много внимания. Если посмотреть на количество официально зарегистрированных пользователей на сайте «Гений места», то около трети — это не авторы, а зрители. Люди регистрируются, чтобы поучаствовать в процессе обсуждения искусства.

Недавно на нашем сайте появилась рубрика «автор и зритель». Люди могут прислать видеоролик, где они читают стихи или рассказывают о работе, которая им понравилась. Раз в месяц мы будем выбирать самый интересный ролик и награждать победителя. Здесь самое главное не приз, а участие. Таким образом мы пытаемся вовлечь зрителя в этот процесс, создать диалог между автором и зрителем. Задача нашего портала — поиск новых зрителей для автора.

Третье направление нашей работы — это рецензирование. Мы планируем запустить систему отзывов. В идеале мы хотим, чтобы каждая работа автора на нашем сайте активно обсуждалась посетителями. Зрители будут писать свои отзывы или рецензии. Для авторов будет очень полезным узнать, что думают люди об их творчестве.

У нас сейчас ведутся переговоры со СМИ о том, где будут публиковаться лучшие рецензии. Я думаю, что это было бы интересно студентам, начинающим журналистам. Написав рецензию, они смогли бы получить публикацию в журнале, например, а это очень неплохая строчка в резюме.

На самом деле очень многие из посетителей нашего сайта сами авторами не являются, но они хотят поучаствовать в культурной среде. Нам уже начали присылать рецензии люди, абсолютно непричастные к журналистскому корпусу, и они довольно интересно пишут об искусстве. Причем это не обязательно рецензии или отзывы о том, что есть на сайте. Это может быть отзыв о стороннем событии, которое на сайте пока не разместилось. Мы стремимся осветить все культурные события, которые проходят в нашем городе.

— Сколько пользователей сегодня зарегистрировано на сайте?

— Сегодня это число достигло 400 человек, и треть из них — зрители. Сказать, кого больше зарегистрировано из авторов — фотографов, художников или дизайнеров, сложно: примерно одинаково, ни у кого из них явного преимущества нет. С момента перезапуска сайта мы открыли раздел для музыкантов, и они начали к нам приходить.

Если говорить о посещаемости сайта, то об этом рано еще судить. Она, конечно, меньше, чем на новостных порталах, но сопоставима с посещаемостью городских сайтов, посвященных культуре и искусству.

Сейчас чтобы посмотреть весь контент сайта, регистрация не обязательна. У нас нет такого ограничения, поэтому многие посещают наш сайт, не зарегистрировавшись. Но при этом значительное число людей регистрируется и ведет себя очень активно. Уже прошел месяц, как мы обновили наш сайт, и очень много людей присоединились к нашему проекту за столь короткий период.

— Для чего вы проводите выставочные мероприятия в рамках проекта «Гений места»?

— Любое мероприятие, которое мы делаем, будь то выставка или конкурс, это хороший пиар для самого проекта. Когда мы организовываем такие мероприятия желания, мы хотим помочь начинающим художникам, фотографам, дизайнерам в их продвижении. Но вместе с тем любое подобное событие увеличивает интерес к нашему порталу. В такие периоды я вижу всплеск посещаемости.

Мы проводили трехдневное мероприятие в Архитектурной академии. В первый день была выставка графики, на следующий — концерт группы «Папа Мартин», и в последний день прошли лекции. За все три дня нас посетили очень много людей. Было показательно, до какой степени у людей разные интересы и насколько каждая часть мероприятия имеет своего зрителя.

— Насколько сложно самим авторам организовать выставку в Екатеринбурге?

— Проблема заключается в том, что проводить выставки у нас негде. Это иллюзия, что в городе много площадок. Большинство из них возьмут оплату за размещение экспозиции. В Екатеринбурге найдется два десятка галерей, в которых можно провести выставку, — и это на полуторамиллионный город. В том же Будапеште 200 галерей, в Москве и Питере еще больше площадок. Вот поэтому нашим художникам,фотографам приходится проводить выставки у себя на квартире. Другая проблема заключается в том, что такие мероприятия должен кто-то организовывать. Для проведения выставки тому же фотографу нужны деньги, чтобы напечатать свои работы, а это стоит немало. В совокупности подобных сложностей набирается много, и получается, что выставиться для автора — это проблема. В конце прошлого года мы провели фотоконкурс и по его итогам провели выставку фотографий «Первый после» в галерее на Красноармейской. Было большое количество хороших и интересных работ, и на открытии зал был полон. Это показатель того, что для Екатеринбурга такие мероприятия востребованы и интересны. «Гений места» взял на себя всю организацию: поиск и подготовку площадки, сбор и печать фотографий. Таким образом мы пытаемся продвинуть наших авторов, о которых мало кто знает.

Другие материалы по теме: