Авторская колонка

Вадим Винер об особенностях туристического сезона 2014 года

3 июль 2014 (13:45)

Фотография предоставлена Вадимом ВинеромВ этом году туристический сезон проходит с теми же проблемами, что и предыдущий. Это связано с тем, что у нас в области нет органа управления данной отраслью. Точнее, он есть — это областное министерство экономики — но только номинально. Проблемы туристического рынка на данный момент никого не волнуют, хотя они присутствуют и в сфере внутреннего туризма, и в сфере внешнего. Эти проблемы повторяются из года в год, но уже третье ведомство, которое занимается туризмом, постоянно наступает на одни и те же грабли.

Одна из основных — это страховые выплаты туристам. Еще с прошлого года в процедуре банкротства находится компания «Роскурорт», дела по выплатам ведутся до сих пор. Сегодня обанкротился туроператор «Судоходная компания «Вояж». И здесь есть проблемы с компенсациями. Дело в том, что в силу неотрегулированности самого закона об основах туристской деятельности фингарантия, как всегда, занижена: ее не хватает, чтобы компенсировать количество проданных этим оператором туров. В данном направлении у нас в области никто работу не ведет.

В случае с компанией «Вояж» масса договоров заключалась через агентства: для этого была создана промежуточная фирма «Вояж-Урал», которая не перевела деньги туроператору. Соответственно, не наступило страховое событие. Ее задолженность перед туристами на сегодняшний день составляет примерно 2 млн руб. Туры еще на один миллион были проданы через купонные сайты, которые оператору деньги также не перевели, соответственно, и здесь выплат по страховке туристам быть не может. Это примерная оценка объема долга компании при том, что глубина продаж была по октябрь текущего года. Несмотря на то, что в данном случае пострадали в основном жители Свердловской области (кроме жителей Пермского края и Ростовской области), наше министерство никакую работу по урегулированию ситуации не ведет.

В сфере внутреннего и въездного туризма тоже есть свои странности. Одна из них, на мой взгляд, заключается в том, что мы до сих пор придумываем новые бренды, а реальные, те, которые уже есть, никак не продвигаем. В частности, мероприятие, посвященное 90-летию со Дня рождения Булата Окуджавы, который является безусловным брендом для Нижнего Тагила, никак не было анонсировано.

Стоит отметить, что и вопросами безопасности активного туризма в регионе тоже никто не занимается. В этом году, как и во все предыдущие, у нас возникли проблемы с потерей детей. Многие организации вывозят группы на отдых без регистрации в МЧС, и каждый раз кто-то пропадает. В этом году двоих потерявшихся детей искали около суток, а на вопрос, кто должен это оплачивать, так никто и не ответил. Просто за регистрацию детей на активном отдыхе в нашем регионе никто ответственности не несет.

В этом году также возникла проблема с детьми, которые не попали в Санкт-Петербург на каникулы по вине туристического агентства Sky Travel. Банальная ситуация: агентство собрало с родителей деньги и не заплатило туроператору. В результате 55 детей не выехало из Екатеринбурга. В итоге мы добились того, что агентство всем вернуло деньги, но ведь каникулы-то были испорчены.

Получается, что наш орган управления туризмом не волнуют реальные проблемы рынка. Так, например, никто не знает, сколько туризм принес денег в бюджет области, потому что турфирмы не платят налоги. И это министерство экономики не волнует. В ведомстве утверждают, что у нас принят ожидаемый поток туристов — 1400 человек. Учитывая, сколько в области тратится на эту отрасль, турист получается бриллиантовым. При возникновении всех этих проблем ответ министерства практически всегда один: «Это не наш вид туризма».

Другие материалы по теме: