Статьи
25.06.2014

Безымянный Екатеринбург: город в поисках бренда

Безымянный Екатеринбург: город в поисках брендаПро то, что Екатеринбург развивается, сегодня не говорит только ленивый. Однако вектор этой эволюции настолько размыт, что до сих пор непонятно, что будет с городом в ближайшие десятилетия. Екатеринбург, безусловно, самобытен в определенных смыслах, но на сегодняшний день эта уникальность также хаотична. Это как соседство в центре муниципалитета «домика Гайдара» и современного бизнес-центра или парковки на площади им. 1905 года, заставленной иномарками, мимо которой проезжают трамваи, выпущенные на рельсы 30 лет назад.

За последние 23 года временный вектор развития города был заложен, как это ни странно, в самом центре города на улице Вайнера. Сюда фактически перекочевал полуподпольный при СССР Шувакишский рынок, на котором можно было купить все — от валенок до автомобилей. Но главный принцип развития был заложен именно в торговле. Так как этому способствовал тот факт, что Екатеринбург является транзитным населенным пунктом между Европой и Азией.

Впоследствии торговля в городе цивилизовалась, рынки уступили место торгово-развлекательным центрам с кинотеатрами, которые сейчас есть фактически в каждом районе, и можно спокойно, не выезжая в центр, наслаждаться потребительством. Но это все внутренняя кооперация. А вот для узнаваемости Екатеринбурга в целом в России и в мире сделано пока не так много.

Серьезным шагом для продвижения города стала заявка на проведение Всемирной универсальной выставки «ЭКСПО-2020». Екатеринбург получил вполне ожидаемую поддержку от руководства страны, однако проиграл Дубаю.

«Тот промоушен Екатеринбурга, который состоялся, ни при каких других обстоятельствах произойти не мог. Произошел скачок известности города с точки зрения активизации бизнес-контакта, перспективных коммерческих связей», — считает первый глава города, сенатор Совета Федерации Аркадий Чернецкий.

Однако этого мало, так как имя городу делают люди, а таких узнаваемых «брендов» в городе раз, два и обчелся. И все они лежат в околокультурной или околоспортивной сфере. Тот факт, что рок-группа «Чайф» гастролирует по всей России и за рубежом, а в 2010 году она представляла российскую рок-культуру на Всемирном экономическом форуме в Давосе, мало что дает городу в плане коммерческого развития.

Также не прибавит дивидендов в плане узнаваемости в российской и международной бизнес-среде ни детский писатель Владислав Крапивин, ни Николай Коляда со своим самобытным театром, ни шоу «Уральские пельмени», ни Тимофей Радя со своими инсталляциями, и уж тем более ни футбольный клуб «Урал» и хоккейный «Автомобилист».

Опрошенные УрБК эксперты были поставлены в тупик вопросом о местном бизнес-бренде Екатеринбурга.

Замгендиректора по юридическим вопросам «Уником Партнер» Дмитрий Земеров назвал сеть супермаркетов «Кировский», однако сам признал, что география магазинов ограничивается лишь территорией Свердловской области. По его словам, городу для дальнейшего развития нужно делать упор на строительство, чтобы из торговой площадки стать местом инвестиций в строительную отрасль.

«На сегодняшний день круг застройщиков в Екатеринбурге достаточно узок, и это является одним из основных препятствий. Если бы иностранным компаниям был дан доступ на рынок строительства города, то это послужило бы хорошим толчком для развития», — считает аналитик.

Вице-президент Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей Марина Вшивцева поначалу отметила в качестве узнаваемости Уральское отделение Сбербанка России, однако тут же поправилась.

«Наверное, все же это компания «СКБ-Контур» (находится на 46 месте в рейтинге 100 крупнейших IT-компаний РФ — прим. ред.). Вообще я считаю, что в Екатеринбурге достаточно серьезно развит IT-сектор и банковская сфера», — отметила Марина Вшивцева.

Более пессимистичен в оценках исполнительный директор Уральской палаты недвижимости Рустем Галеев, который считает перечисленные сферы слишком узкоспециализированными и представляющими интерес для небольшого числа россиян.

«Я в принципе считаю, что бизнес-брендов в России практически нет ни у одного города. Что мы скажем, к примеру, про Новосибирск? Это академгородок. Но это советское наследие. Точно так же из советских времен при слове «Екатеринбург» всплывает товарный знак «Уралмашзавод». Но на сегодняшний день на этом предприятии, кроме вот этого бренда, ничего и не осталось. И такая ситуация не изменится до тех пор, пока в России не будет диверсифицирована экономика», — считает Рустем Галеев.

«За 291 год своей истории Екатеринбург прошел несколько важных этапов развития. Соответственно, в разное время символами города были и знаменитые железоделательные заводы, и гранильные мастерские, и особняки золотодобытчиков, и «завод заводов» Уралмаш, и свердловский рок-клуб. Потом Свердловск был известен как центр высокотехнологичного оборонного производства. Брендами города стали «Вектор», «Оптико-механический завод», НПО «Автоматики». В последние годы Екатеринбург делал ставку на развитие торговли и сферы услуг. И символами его, пожалуй, были растущие небоскребы и торговые центры», — отмечает исполнительный директор СРО ПО «Союз «Энергоэффективность» Дмитрий Серебряков.

«Но сейчас это направление исчерпало себя. Сегодня новой парадигмы развития у города я не вижу, соответственно, нет и достойных символов. Можно, конечно, считать таковыми разные курьезы, такие как занесенный в книгу Гиннеса рекорд по потреблению майонеза на душу населения, самое короткое в мире метро или Гену Букина из сериала ТНТ. Но, если серьезно, то Екатеринбургу для следующего «стратегического рывка» нужна новая прорывная идея, которая может стать локомотивом его развития на десятилетия», — считает Дмитрий Серебряков.

Бывший депутат Екатеринбургской городской думы, а ныне директор по развитию бизнеса компании «Артек» (Люксембург) Леонид Волков также назвал «Уралмашзавод» в качестве бизнес-бренда Екатеринбурга в общероссийском масштабе.

«В международном масштабе такого просто нет. Если говорить о дальнейшем развитии города, то нужно делать ставку на сильное местное самоуправление, на сферу услуг, торговлю и логистику, а также на привлечение людей из соседних регионов», — считает Леонид Волков.

Депутат Законодательного собрания Свердловской области Лев Ковпак считает, что Екатеринбург сам по себе уже является брендом в масштабе России.

«У нас фактически в каждом секторе экономики есть предприятия, которые олицетворяются с Екатеринбургом, как с центром Свердловской области. Это и Трубная металлургическая компания, и оператор сотовой связи «Мотив», и сеть супермаркетов «Кировский, и много других. Поэтому можно считать, что мы очень неплохо представлены в плане узнаваемости бизнеса на территории России», — отметил Лев Ковпак.

«Если это люди из политики, то однозначно это Аркадий Чернецкий. А если из бизнеса, то это Андрей Козицын (глава УГМК) и Дмитрий Пумпянский (председатель совета директоров Трубной Металлургической Компании и Группы Синара). Вот такие бренды-личности у Екатеринбурга есть. Ну и в последнее время Екатеринбург, конечно же, ассоциируется с Ройзманом (глава Екатеринбурга)», — считает руководитель свердловского АСИ и председатель РОО Свердловская региональная ассоциация выпускников президентской программы подготовки управленческих кадров Даниил Мазуровский.

Руководитель проекта «Креативный Центр Города» Артур Красюков также назвал Андрея Козицына, Дмитрия Пумпянского и главу «Русской медной компании» Игоря Алтушкина.

«То, о чем они говорят, они это реализуют и делают. Их знают в мире, и они знают мир, с ними можно какие-то вещи разобрать. Все остальные достаточно «местячковые», я никоим образом не хочу их обидеть. Просто Урал изначально создавался как военный, и эта закрытость очень сильно чувствуется, она сказывается на политике, на бизнесе и на форматах мышления. Урал — очень сложная территория, неоднозначная», — отметил Артур Красюков.

Таким образом, на сегодняшний день Екатеринбург остается лишь удобной торговой площадкой, на которую заходят транснациональные компании. По последним данным, в Екатеринбурге представлено 40% от общего количества международных брендов сетевой розницы. То есть город может производить инфраструктуру для их размещения, но конкурировать своими собственными товарами — нет. Глобализация тому виной или отсутствие диверсификации в экономике — не суть важно.

Главное, что спустя 23 года после распада СССР про Екатеринбург до сих пор могут сказать, что это город, где убили последнего российского царя и потребляют больше всего майонеза на душу населения.
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
26.06.2014 Безымянный Екатеринбург

Про то, что Екатеринбург развивается, сегодня не говорит только ленивый. Однако вектор этой эволюции настолько размыт, ...

20.05.2014 Директор центра градостроительных компетенций РАНХиГС: Екатеринбургу нужно использовать ресурсы внутри города

УрБК, Екатеринбург, 20.05.2014. Екатеринбургу необходимо направлять свои ресурсы на интенсивное развитие внутри города, ...

14.02.2014 Аркадий Чернецкий: Решение об участии Екатеринбурга в проведении ЭКСПО-2025 будет озвучено не раньше 2016-2017 года

УрБК, Екатеринбург, 14.02.2014. Решение об участии Екатеринбурга в заявке на проведение выставки «ЭКСПО-2025» будет ...

17.07.2013 Аркадий Чернецкий: Борьба за проведение «ЭКСПО-2020» сделала очень многое для узнаваемости города в мире

УрБК, Екатеринбург, 17.07.2013. Для победы заявки Екатеринбурга на проведение «ЭКСПО-2020» используются все ...

22.11.2012 Сегодня в Париже презентуют заявку Екатеринбурга на проведение «ЭКСПО-2020»

УрБК, Екатеринбург, 22.11.2012. Сегодня заявка Екатеринбурга будет презентована на Генеральной ассамблее Международного ...