VIP-Интервью
18.06.2014

Дмитрий Антонов: Рынок труда Свердловской области нуждается в развитии внутренней трудовой миграции

Дмитрий Антонов: Рынок труда Свердловской области нуждается в развитии внутренней трудовой миграцииДиректор департамента по труду и занятости населения Свердловской области Дмитрий Антонов рассказал ИАА «УралБизнесКонсалтинг» об изменениях, происходящих сегодня на рынке труда Свердловской области.

— Дмитрий Алексеевич, какова на сегодняшний день ситуация на рынке труда Свердловской области? Можно ли охарактеризовать ее как кризисную?

— Ситуацию я уже года два характеризую как стабильную. Такие показатели, как регистрируемая безработица, количество вакансий, коэффициент напряженности находятся в пределах разумного. Регистрируемая безработица меняется от 1,5 до 1,2%, безработица по методологии МОТ — от 6,9 до 5,9%. Это я называю стабильностью. Так, на 10 июня текущего года официально зарегистрировано в службах занятости региона 27 838 человек, уровень регистрируемой безработицы составляет 1,21% (1 января 2014 года эти данные составили 27 160 человек и 1,18%). Для сравнения: на 1 ноября 2008 года мы регистрировали безработицу на уровне 1,2 %, а к марту 2010 года, т.е. за полтора года, она выросла до 4%. В текущем году мы даже не наблюдали сезонного всплеска безработицы (с ноября, когда заканчивается садово-огородный сезон и стройка, до апреля): обычно он составляет около 0,5%-0,75%.

Стоит обратить внимание на большой разрыв между регистрируемой и МОТ-безработицей. Как правило, они должны различаться в 2-3 раза, у нас в области, как и в России вообще, разрыв достигает 5 раз. Скорее всего, это связано с тем, что какое-то число людей работает в зоне «серой» занятости. Либо граждане, будучи безработными, не идут регистрироваться.

В целом экономическая ситуация, скажем так, тревожно-напряженная, но рынок труда всегда имеет временной лаг. И те изменения, которые сейчас влияют на экономику, проявятся на рынке труда примерно через 6-9 месяцев.

С одной стороны, есть негативные тенденции, но с другой стороны, государство готово выступать в качестве крупного заказчика, например, для предприятий оборонно-промышленного комплекса. Сейчас есть заказ на персонал на несколько тысяч рабочих мест, ожидаем в течение года-двух его увеличение ориентировочно до 7 тыс. рабочих мест — это достаточно много. Государство вкладывает ресурсы в сельское хозяйство, в импортозамещение — для обеспечения продовольственной безопасности страны, и это тоже важный фактор.

— Какие категории населения оказываются в первую очередь в зоне риска с точки зрения обеспеченности работой?

— Ответ на этот вопрос следует разделить на две части. В зоне риска находятся все перечисленные в законе о занятости категории — инвалиды, многодетные, матери, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, и т.д. Здесь наши полномочия по содействию в трудоустройстве полностью профинансированы, мы не испытываем сложностей.

А что касается сегментов экономики — мне интуитивно кажется, что это будет малый бизнес. Увеличилось число индивидуальных предпринимателей, регистрирующихся в качестве безработных, выросло число людей, обращающихся к нам и не имеющих справки о заработной плате, т.е. они тоже, скорее всего, были заняты в малом бизнесе. Людей сокращают в связи с закрытием компаний, они уходят сами из-за невыплат заработной платы и т.д. Что касается крупных предприятий, когда уведомления о массовых высвобождениях поступают, реально увольняют не более 60%. При этом половина из них трудоустраивается в первые две недели, еще часть — в течение полугода. У нас на учете остается 10-15% от числа заявленных на увольнение. Кроме того, часто сведения об увольнении подаются при перерегистрации предприятий: тогда сотрудники сразу же принимаются другим юрлицом. В кризисном 2009 году было 360 тыс. обращений в службу занятости, т.е. практически шло по 1 000 новых обращений в день. Из них на учет в службу занятости встала четверть. Сейчас показатели ниже: встает на учет 15-20% из тех, кто заявляет о сокращении. На сегодняшний день деньгами на пособия мы обеспечены на 100%.

— В каких отраслях экономики на сегодняшний день возможны значительные сокращения? Каковы их причины?

— По имеющимся у нас сведениям, наибольшее количество увольнений сегодня ожидается в организациях транспорта и связи (47% от общего числа заявок об увольнении), производства и распределения электроэнергии, газа и воды (32%), машиностроения и металлообработки (20,6%). Основные причины сокращений — снижение объемов производства, тяжелая финансовая ситуация, банкротства.

— В публикуемых ежемесячно сводках центров занятости Свердловской области число предлагаемых предприятиями вакансий зачастую выше числа безработных. Почему при этом проблема безработицы, особенно в области, нарастает?

— Рынок труда Свердловской области имеет дисбаланс, в котором можно выделить два аспекта. Структурный аспект заключается в том, что состав вакансий и состав безработных качественно различаются. Допустим, где-то нужны слесари, а безработные там — горняки. Нужны водители, а безработные — электролизники. Другой аспект выражен в том, что Свердловская область — субъект большой, при этом более 60% вакансий сосредоточены в крупных городах с населением свыше 150 тыс. человек, в то время как рабочая сила в отдаленных от центра территориях остается невостребованной. Здесь возникает необходимость переобучения и активизации процесса внутренней трудовой миграции.

Мы работаем над этими проблемами, причем беремся за людей, пока они еще не стали безработными, выходим на школы, где наиболее выгодно заниматься профориентацией детей и работать с их родителями. Профориентацию мы рассматриваем как драйвер внутренней трудовой миграции: сейчас у школьников нет понимания, где они будут работать — только смутные желания, и это необходимо преодолевать. Нужно разрывать замкнутые круги, формирующиеся в моногородах, показывать этим людям мир, увеличивать «плечо» суточной миграции, в том числе за счет развития транспортной инфраструктуры.

— Как влияют на ситуацию на рынке труда законодательные изменения, касающиеся заемного труда?

— Проблема заемного труда (труда, осуществляемого работником по распоряжению работодателя, но в интересах, под управлением и контролем другого лица) — в социальных гарантиях. Заемная форма занятости — лизинговые, аутстаффинговые схемы — это, по сути, временная занятость, аналог договоров подряда. В том виде, в котором эта система есть сейчас, трудящимся никто не может гарантировать соблюдения их прав.

Следует отметить, что рынок временной занятости гораздо больше рынка постоянной занятости. Сейчас такова парадигма: жизненные циклы товаров и услуг коротки, широко распространена проектная работа. При соответствующем законодательстве это нормально. У предприятий же задача сэкономить: в этих схемах практикуются и уход от налогов, и нарушения правил охраны труда, несоблюдение социальных гарантий. И никакой ответственности никто не несет.

Я тут пессимист: мне кажется, в настоящей формулировке, когда запрещается заемный труд, но не в полном объеме, большого влияния на рынок труда закон не окажет. Хотя нужно посмотреть, как он будет работать. При тех оговорках, которые прописаны в законе, ограниченно заемный труд будет существовать, постепенно накопится правоприменительная практика и, возможно, последуют дальнейшие законодательные изменения. Сейчас мы находимся в самом начале пути формирования институтов заемного труда.

— Какова ситуация с трудоустройством иностранных граждан? Какие законодательные изменения в этой сфере вам хотелось бы отметить?

— В вопросе привлечения иностранной рабочей силы федерация идет нам навстречу. Больше дано полномочий и оснований для отказа организациям, в частности, учтены предложения Свердловской области. Закон стал более сложным по механизму реализации, но это сделано ради работодателей, чтобы они могли ближе к концу года, а не в начале предыдущего периода определять квоту на следующий год.

Это хорошо, но механизм все-таки остается сложным, запутанным. Тем не менее ушли все мутные формулировки, есть четкое понимание того, каким не должно быть предприятие, привлекающее иностранную рабочую силу. 2014 год — первый, переходный в работе по новым правилам. Возможно, они будут подкорректированы в сторону большей прозрачности. Работодатели уже начинают привыкать, и если раньше обращались с вопросом, как получить квоту, то сейчас активно консультируются по новым правилам оформления, и делают это как положено, «вбелую», потому что понимают, что так и проще, и понятнее, и спокойнее.

Сейчас рабочие из республик ближнего зарубежья уже имеют только одно преимущество: они не пьют. А привлекать их не дешевле, если платить зарплату, гарантировать жилье хотя бы на уровне общежития и т.д. При поддержке правительства Свердловской области последние два года проводится очень жесткая политика в отношении неплательщиков налогов, неплательщиков во внебюджетные фонды. Уже есть пул «белых» работодателей. И собираемость налогов по тем, кто платит «белую» зарплату, повысилась примерно в полтора раза.

Пока без квоты мы не можем. Мы уже стали частью международной системы разделения труда, где идет миграция не только с юга на север из стран бедных с жарким климатом в страны богатые с умеренным климатом, но и есть встречный поток. Если сюда движется персонал, то обратно — деньги: люди приходят за услугами — медицинскими, образовательными, которые по уровню уже сопоставимы с западными, но стоят в разы дешевле. Открываются турецкие клиники. Идет выравнивание экономического развития. Посмотрим, как это скажется на России. Законодательство у нас не замороженное — оно меняется. И, надеюсь, мы выработаем хорошую модель.

— Какие ожидаются изменения в квоте на иностранных рабочих для Свердловской области на будущий год? Чем они обусловлены?

— На территории Свердловской области в 2014 году утвержденная квота на осуществление деятельности иностранным работником составляет 40 487 человек, т.е. столько иностранных работников работодатели получат в 2014 году. В настоящее время вступил в действие приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 23 января 2014 года № 27н, в котором утверждены новые правила подачи заявки на привлечение иностранной рабочей силы. Для работодателей существенных изменений не последует, зато теперь их заявка будет рассматриваться быстрее.

В прошлом году квота была уменьшена потому, что поступило мало заявок от предприятий. Квота, как и в среднем по России, была исчерпана на 58%. В этом году, наверное, заявок поступит еще меньше. Но эта сфера регулируется самими работодателями, все зависит от них.
Вернуться в раздел » VIP-интервью
Материалы по теме
17.06.2014 Уровень регистрируемой безработицы в Свердловской области составляет 1,21%

УрБК, Екатеринбург, 17.06.2014. На 10 июня текущего года официально зарегистрировано в службах занятости региона 27 838 ...

17.06.2014 В Свердловской области увеличилось число индивидуальных предпринимателей, регистрирующихся в качестве безработных

УрБК, Екатеринбург, 17.06.2014. Среди предприятий Свердловской области наибольшее количество увольнений сотрудников ...

17.06.2014 Дмитрий Антонов: Рынок труда Свердловской области нуждается в развитии внутренней трудовой миграции

На вопросы УрБК ответил директор департамента по труду и занятости населения Свердловской области Дмитрий Антонов ...

16.01.2014 Уровень регистрируемой безработицы в Туринском ГО составил 2,17%

УрБК, Екатеринбург, 16.01.2014. На 1 января 2014 года в ГКУ «Туринский ЦЗ» были зарегистрированы 365 безработных ...

04.10.2010 Департамент государственной службы занятости населения Свердловской области: Численность безработных в регионе движется к докризисному уровню

УрБК, Екатеринбург, 04.10.2010. Численность официально зарегистрированных безработных в Свердловской области составляет ...