Директор департамента по труду и занятости населения Свердловской области Дмитрий Антонов рассказал ИАА «УралБизнесКонсалтинг» об изменениях, происходящих сегодня на рынке труда Свердловской области.— Дмитрий Алексеевич, какова на сегодняшний день ситуация на рынке труда Свердловской области? Можно ли охарактеризовать ее как кризисную?— Ситуацию я уже года два характеризую как стабильную. Такие показатели, как регистрируемая безработица, количество вакансий, коэффициент напряженности находятся в пределах разумного. Регистрируемая безработица меняется от 1,5 до 1,2%, безработица по методологии МОТ — от 6,9 до 5,9%. Это я называю стабильностью. Так, на 10 июня текущего года официально зарегистрировано в службах занятости региона 27 838 человек, уровень регистрируемой безработицы составляет 1,21% (1 января 2014 года эти данные составили 27 160 человек и 1,18%). Для сравнения: на 1 ноября 2008 года мы регистрировали безработицу на уровне 1,2 %, а к марту 2010 года, т.е. за полтора года, она выросла до 4%. В текущем году мы даже не наблюдали сезонного всплеска безработицы (с ноября, когда заканчивается садово-огородный сезон и стройка, до апреля): обычно он составляет около 0,5%-0,75%.
Стоит обратить внимание на большой разрыв между регистрируемой и МОТ-безработицей. Как правило, они должны различаться в 2-3 раза, у нас в области, как и в России вообще, разрыв достигает 5 раз. Скорее всего, это связано с тем, что какое-то число людей работает в зоне «серой» занятости. Либо граждане, будучи безработными, не идут регистрироваться.
В целом экономическая ситуация, скажем так, тревожно-напряженная, но рынок труда всегда имеет временной лаг. И те изменения, которые сейчас влияют на экономику, проявятся на рынке труда примерно через 6-9 месяцев.
С одной стороны, есть негативные тенденции, но с другой стороны, государство готово выступать в качестве крупного заказчика, например, для предприятий оборонно-промышленного комплекса. Сейчас есть заказ на персонал на несколько тысяч рабочих мест, ожидаем в течение года-двух его увеличение ориентировочно до 7 тыс. рабочих мест — это достаточно много. Государство вкладывает ресурсы в сельское хозяйство, в импортозамещение — для обеспечения продовольственной безопасности страны, и это тоже важный фактор.
— Какие категории населения оказываются в первую очередь в зоне риска с точки зрения обеспеченности работой?— Ответ на этот вопрос следует разделить на две части. В зоне риска находятся все перечисленные в законе о занятости категории — инвалиды, многодетные, матери, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, и т.д. Здесь наши полномочия по содействию в трудоустройстве полностью профинансированы, мы не испытываем сложностей.
А что касается сегментов экономики — мне интуитивно кажется, что это будет малый бизнес. Увеличилось число индивидуальных предпринимателей, регистрирующихся в качестве безработных, выросло число людей, обращающихся к нам и не имеющих справки о заработной плате, т.е. они тоже, скорее всего, были заняты в малом бизнесе. Людей сокращают в связи с закрытием компаний, они уходят сами из-за невыплат заработной платы и т.д. Что касается крупных предприятий, когда уведомления о массовых высвобождениях поступают, реально увольняют не более 60%. При этом половина из них трудоустраивается в первые две недели, еще часть — в течение полугода. У нас на учете остается 10-15% от числа заявленных на увольнение. Кроме того, часто сведения об увольнении подаются при перерегистрации предприятий: тогда сотрудники сразу же принимаются другим юрлицом. В кризисном 2009 году было 360 тыс. обращений в службу занятости, т.е. практически шло по 1 000 новых обращений в день. Из них на учет в службу занятости встала четверть. Сейчас показатели ниже: встает на учет 15-20% из тех, кто заявляет о сокращении. На сегодняшний день деньгами на пособия мы обеспечены на 100%.
— В каких отраслях экономики на сегодняшний день возможны значительные сокращения? Каковы их причины?— По имеющимся у нас сведениям, наибольшее количество увольнений сегодня ожидается в организациях транспорта и связи (47% от общего числа заявок об увольнении), производства и распределения электроэнергии, газа и воды (32%), машиностроения и металлообработки (20,6%). Основные причины сокращений — снижение объемов производства, тяжелая финансовая ситуация, банкротства.
— В публикуемых ежемесячно сводках центров занятости Свердловской области число предлагаемых предприятиями вакансий зачастую выше числа безработных. Почему при этом проблема безработицы, особенно в области, нарастает?— Рынок труда Свердловской области имеет дисбаланс, в котором можно выделить два аспекта. Структурный аспект заключается в том, что состав вакансий и состав безработных качественно различаются. Допустим, где-то нужны слесари, а безработные там — горняки. Нужны водители, а безработные — электролизники. Другой аспект выражен в том, что Свердловская область — субъект большой, при этом более 60% вакансий сосредоточены в крупных городах с населением свыше 150 тыс. человек, в то время как рабочая сила в отдаленных от центра территориях остается невостребованной. Здесь возникает необходимость переобучения и активизации процесса внутренней трудовой миграции.
Мы работаем над этими проблемами, причем беремся за людей, пока они еще не стали безработными, выходим на школы, где наиболее выгодно заниматься профориентацией детей и работать с их родителями. Профориентацию мы рассматриваем как драйвер внутренней трудовой миграции: сейчас у школьников нет понимания, где они будут работать — только смутные желания, и это необходимо преодолевать. Нужно разрывать замкнутые круги, формирующиеся в моногородах, показывать этим людям мир, увеличивать «плечо» суточной миграции, в том числе за счет развития транспортной инфраструктуры.
— Как влияют на ситуацию на рынке труда законодательные изменения, касающиеся заемного труда?— Проблема заемного труда (труда, осуществляемого работником по распоряжению работодателя, но в интересах, под управлением и контролем другого лица) — в социальных гарантиях. Заемная форма занятости — лизинговые, аутстаффинговые схемы — это, по сути, временная занятость, аналог договоров подряда. В том виде, в котором эта система есть сейчас, трудящимся никто не может гарантировать соблюдения их прав.
Следует отметить, что рынок временной занятости гораздо больше рынка постоянной занятости. Сейчас такова парадигма: жизненные циклы товаров и услуг коротки, широко распространена проектная работа. При соответствующем законодательстве это нормально. У предприятий же задача сэкономить: в этих схемах практикуются и уход от налогов, и нарушения правил охраны труда, несоблюдение социальных гарантий. И никакой ответственности никто не несет.
Я тут пессимист: мне кажется, в настоящей формулировке, когда запрещается заемный труд, но не в полном объеме, большого влияния на рынок труда закон не окажет. Хотя нужно посмотреть, как он будет работать. При тех оговорках, которые прописаны в законе, ограниченно заемный труд будет существовать, постепенно накопится правоприменительная практика и, возможно, последуют дальнейшие законодательные изменения. Сейчас мы находимся в самом начале пути формирования институтов заемного труда.
— Какова ситуация с трудоустройством иностранных граждан? Какие законодательные изменения в этой сфере вам хотелось бы отметить?— В вопросе привлечения иностранной рабочей силы федерация идет нам навстречу. Больше дано полномочий и оснований для отказа организациям, в частности, учтены предложения Свердловской области. Закон стал более сложным по механизму реализации, но это сделано ради работодателей, чтобы они могли ближе к концу года, а не в начале предыдущего периода определять квоту на следующий год.
Это хорошо, но механизм все-таки остается сложным, запутанным. Тем не менее ушли все мутные формулировки, есть четкое понимание того, каким не должно быть предприятие, привлекающее иностранную рабочую силу. 2014 год — первый, переходный в работе по новым правилам. Возможно, они будут подкорректированы в сторону большей прозрачности. Работодатели уже начинают привыкать, и если раньше обращались с вопросом, как получить квоту, то сейчас активно консультируются по новым правилам оформления, и делают это как положено, «вбелую», потому что понимают, что так и проще, и понятнее, и спокойнее.
Сейчас рабочие из республик ближнего зарубежья уже имеют только одно преимущество: они не пьют. А привлекать их не дешевле, если платить зарплату, гарантировать жилье хотя бы на уровне общежития и т.д. При поддержке правительства Свердловской области последние два года проводится очень жесткая политика в отношении неплательщиков налогов, неплательщиков во внебюджетные фонды. Уже есть пул «белых» работодателей. И собираемость налогов по тем, кто платит «белую» зарплату, повысилась примерно в полтора раза.
Пока без квоты мы не можем. Мы уже стали частью международной системы разделения труда, где идет миграция не только с юга на север из стран бедных с жарким климатом в страны богатые с умеренным климатом, но и есть встречный поток. Если сюда движется персонал, то обратно — деньги: люди приходят за услугами — медицинскими, образовательными, которые по уровню уже сопоставимы с западными, но стоят в разы дешевле. Открываются турецкие клиники. Идет выравнивание экономического развития. Посмотрим, как это скажется на России. Законодательство у нас не замороженное — оно меняется. И, надеюсь, мы выработаем хорошую модель.
— Какие ожидаются изменения в квоте на иностранных рабочих для Свердловской области на будущий год? Чем они обусловлены?— На территории Свердловской области в 2014 году утвержденная квота на осуществление деятельности иностранным работником составляет 40 487 человек, т.е. столько иностранных работников работодатели получат в 2014 году. В настоящее время вступил в действие приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 23 января 2014 года № 27н, в котором утверждены новые правила подачи заявки на привлечение иностранной рабочей силы. Для работодателей существенных изменений не последует, зато теперь их заявка будет рассматриваться быстрее.
В прошлом году квота была уменьшена потому, что поступило мало заявок от предприятий. Квота, как и в среднем по России, была исчерпана на 58%. В этом году, наверное, заявок поступит еще меньше. Но эта сфера регулируется самими работодателями, все зависит от них.