Статьи
28.05.2014

Проблемный бизнес: зарабатывать на пассажирских автоперевозках все сложнее

Проблемный бизнес: зарабатывать на пассажирских автоперевозках все сложнееПассажирские автотранспортные перевозки являются на сегодняшний день наиболее проблемной частью отрасли транспортных услуг Свердловской области. Снижение спроса на услуги перевозчиков осложняется постоянными законодательными изменениями, проблемой согласования федерального и областного законодательств. Эти факторы в совокупности, по мнению экспертов рынка, приводят к снижению рентабельности бизнеса и переходу части игроков в другие сегменты рынка.

Основной проблемой автотранспортных предприятий, осуществляющих регулярные пассажирские перевозки на территории региона, стал переход от заявительной к конкурсной системе заключения договоров. Дело в том, что запущенный достаточно успешно процесс проведения конкурсов сейчас застопорился по причинам юридического характера.

«Министерство транспорта в настоящее время не может проводить конкурс на заключение договоров на регулярные маршруты: часть конкурсных процедур, прописанных в законе № 127-ОЗ «Об организации транспортного обслуживания населения Свердловской области», суд признал неправомерными. Между тем конкурс, согласно федеральному законодательству, является единственным законным способом заключения таких договоров», — отметил в своем докладе на конференции «Транспортные перевозки: проблемы и перспективы отрасли» главный специалист отдела развития транспорта регионального минтранса Дмитрий Пономарев.

По его словам, сейчас договоры можно заключать только на основании выданных ранее паспортов маршрутов, что вносит неразбериху и затрудняет работу перевозчиков. Особенно в условиях, когда, по данным областного министерства, 35% перевозчиков — индивидуальные предприниматели.

«У нас возникают ситуации, когда предприниматель, являющийся владельцем паспорта на социально значимый маршрут, допустим, умер, и передать паспорт законным образом другому перевозчику или каким-то иным способом заключить договор на этот маршрут теперь не представляется возможным. Или к нам приходят несколько предпринимателей, имеющих выданные в разное время паспорта на один маршрут, и мы по закону должны каждому из них дать возможность на этом маршруте работать», — пояснил Дмитрий Пономарев.

Что касается международных пассажирских автоперевозок, здесь, по словам директора филиала Росавтотранса в УрФО (ФБУ «Агентство автомобильного транспорта») Виктора Андреева, возможности организации бизнеса достаточно благоприятны.

«Если два года назад лишь одна или две компании осуществляли такие перевозки, то сейчас открыто 8 маршрутов с территории области. Основным направлением является Казахстан, есть маршрут в Бишкек, на рассмотрении находится заявка на открытие маршрута Тбилиси — Екатеринбург, разрабатывается маршрут из Германии в Екатеринбург. Но сложность в том, что маршруты открываются только при наличии договоров с автовокзалами и автостанциями, которые внесены в реестр минтранса и отвечают всем требованиям, предъявляемым к организации международных рейсов. К сожалению, при разработке рейса из Германии выяснилось, что многие автовокзалы Свердловской области не дают согласия на прохождение через них международных маршрутов, т.к. не могут эти требования выполнить», — рассказал В. Андреев.

Компании, занимающиеся нерегулярными пассажирскими перевозками, на проблемы с «отработкой» маршрутов не жалуются. Однако здесь свои сложности: в этом году значительно сократился спрос на их услуги.

«Пассажирские перевозки на газелях и автобусах — лишь небольшая часть нашего бизнеса. Хотелось бы больше, но возможности нет: спрос сильно сократился за последний год. Что касается отработки маршрутов, то у нас все происходит очень просто. Мы заключаем договор на комплексное обслуживание грузовыми либо пассажирскими перевозками. А заказчик, он же контрагент, сам определяет, на какие нужды ему нужен транспорт. Чем больше контрагентов, тем больше у нас заявок. Мы не осуществляем саму перевозку, но даем в аренду транспорт. Однако мы можем констатировать факт, что спрос именно на пассажирские газели упал, так же, как и на автобусы», — отметил директор компании «Служба 27» Анатолий Палкин.

Общей проблемой для всех компаний, занимающихся пассажирскими автоперевозками, по-прежнему остается «пиратство». И здесь борьба с нелегальными перевозчиками, предлагающими более низкие цены на свои услуги и не несущими должной ответственности за жизнь и здоровье пассажиров, вновь осложняется недоработками нормативной базы.

Как пояснили в региональном минтрансе, областным законом № 52 об административных правонарушениях была предусмотрена ответственность за незаконную организацию в том числе и пассажирских перевозок. Но сейчас судом приостановлено действие нескольких пунктов этого закона, так как полномочия штрафовать нелегальных перевозчиков есть только у федеральных органов. Запрашивать разрешительные документы региональные ведомства тоже не имеют права. В такой ситуации выявить «пирата» становится практически невозможно, и здесь, по мнению экспертов, бизнесу недалеко до коллапса.
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
23.10.2013 «Семь загибов на версту»: кто покроет убытки от пригородных автоперевозок

Транспортные компании бьют тревогу: пассажирские пригородные перевозки убыточны, что может привести к закрытию ...

21.08.2013 В Екатеринбурге выявлены компании, занимающиеся незаконной перевозкой пассажиров

Четыре коммерческих предприятия уличены в несанкционированном обслуживании пассажирских маршрутов в Екатеринбурге. Как ...

22.02.2013 В Свердловской области будут проведены конкурсы среди перевозчиков для осуществления пассажирских перевозок

УрБК, Екатеринбург, 22.02.2013. Свердловская область готовится к объявлению конкурсов среди компаний-перевозчиков на ...

21.11.2011 Перевозчики для обслуживания городских маршрутов в Екатеринбурге будут подбираться через конкурсные процедуры

УрБК, Екатеринбург, 21.11.2011. Комитет по транспорту, организации дорожного движения и развитию улично-дорожной сети ...

30.08.2010 Правительство Свердловской области готово предоставлять субсидии коммерческим пассажироперевозчикам

УрБК, Екатеринбург, 30.08.2010. В Областную Думу в порядке законодательной инициативы планируется вынести проект ...