10.01.2014

Авторынок откатился и заглох

Продажи легковых автомобилей в Екатеринбурге за 2013 год оказались ниже прогноза и составили примерно 93 тыс. штук. Авторынок показал незначительный рост в ноябре и декабре, однако в целом за прошедший год продемонстрировал падение примерно на 8%. Представители дилеров осторожны в прогнозах на 2014 год, а эксперты отмечают, что снижение продаж, скорее всего, продолжится. Основными причинами падения спроса аналитики называют сложную экономическую ситуацию, закредитованность населения и отсутствие серьезных стимулирующих программ.

По данным Auto-Dealer-Екатеринбург, за ноябрь 2013 года в Екатеринбурге было продано 8 тыс. 187 автомобилей, что на 2% превышает показатель ноября прошлого года, при том что до этого продажи снижались 8 месяцев подряд. Показатели за декабрь еще не опубликованы, но опрошенные дилеры говорят, что месяц выдался достаточно позитивным. Однако от оптимистичных прогнозов на 2014 год они воздерживаются.

«В декабре у нас хорошие результаты, мы выполнили план. Модели «Ларгус» и новая «Калина» показали рост. Вообще же рынок в режиме стагнации, поэтому полагаю, что и в 2014 году он будет тяжело раскачиваться. В 2013 году, по сравнению с 2012 годом, продажи упали примерно на 5-6%», — говорит руководитель отдела продаж автоцентра «Июль» (дилер Lada) Андрей Свириденко.

По его словам, на 2014 год пока сложно давать прогноз, но падение примерно на 3-5% продолжится. «Сегодня у нас нет тех конкурентных преимуществ, которые были в 2013 и 2012 годах. После введения программы льготного автокредитования спрос оживился, зря ее закрыли в декабре», — сетует участник рынка. В целом итоги года ожидаемые, но неутешительные, соглашается Андрей Свириденко.

Дилер марки Nissan отмечает, что 2013 год, по сравнению с предыдущим, показал хорошие результаты. Однако раскрывать итоги продаж за прошедший год и давать прогноз на начавшийся дилер еще не готов. «Ожидания продаж сейчас прогнозировать сложно, ситуация на авторынке достаточно неоднозначная», — говорит руководитель отдела продаж Лаки Моторс Елена Абрамова, отмечая, что в целом от 2014 года они ждут хороших результатов.

Спрос на автомобили снизился прежде всего из-за общеэкономической ситуации, считают эксперты. «Результаты продаж на авторынке были хуже прогнозов. Основные причины: падение покупательской активности, особенно в сегменте автомобилей эконом-класса, закредитованность населения, кризисные ожидания», — говорит представитель аналитического агентства «Инвесткафе» Андрей Шенк.

2013 год стал годом распродаж, полагает директор Auto-Dealer-Екатеринбург Михаил Чаплыгин. «Это нетипичная ситуация для автомобильного рынка, все дилеры в шоке. Они избаловали потребителя: все думают, что дилеры зарабатывают на машинах 30-40% и пытаются «отжать» очень много. Покупательского трафика на всех не хватает. У людей какие-то деньги есть, но они думают, зачем им покупать новый автомобиль сегодня, если у них есть трехлетняя машина. Дилеры шли на всяческие ходы: ночь распродаж, уик-енды распродаж, но это уже не работает», — говорит директор Auto-Dealer-Екатеринбург Михаил Чаплыгин.

Сейчас растут продажи только некоторых сегментов: премиум-брендов и китайских марок, говорит он. Средний класс же не растет или падает, поэтому дилерам и импортерам, работающим в этом ценовом сегменте, пришлось наиболее тяжко. Однако и представителям премиум-марок пришлось нелегко.

«Не могу сказать, что премиумные дилеры «в шоколаде» — у них есть процентный рост, но нет прибыли. Они демпингуют, чтобы выполнить планы, отчитаться перед импортером и получить заветный бонус. То есть импортер взял на себя повышенные обязательства и скинул это все на дилеров, которые в итоге работают почти с нулевой маржинальностью», — говорит Михаил Чаплыгин.

Что касается екатеринбургского авторынка, то снижение на 2014 год может составить 5-7%, считает эксперт. «В Екатеринбурге сильны позиции «Лады», которая «валится», плюс завершила свое действие программа льготного автокредитования, что тоже пошатнет позиции марок на рынке. Каких-то трендов, которые могут вывести рынок в плюс, мы на этот год не видим. Средняя стоимость автомобиля продолжит расти, противоположной тенденции нет. С одной стороны, с вступлением в ВТО пошлины снизились, но, с другой, ввели утилизационный сбор», — продолжает эксперт.

Андрей Шенк, впрочем, дает умеренно позитивный прогноз для всего российского авторынка на 2014 год: рост, по его мнению, может составить 1-2%.

«В целом рынок фундаментально до конца не насыщен, потенциал есть. По количеству автомобилей на тысячу человек мы все еще отстаем от Европы», — говорит эксперт. Небольшое количество автомобилей и высокий возраст автопарка остаются основными тенденциями для роста, отмечает он.

Между тем в этом году ожидать каких-то масштабных программ стимулирования продаж от государства из-за дефицитного бюджета не стоит, продолжает он. «Скорее всего, государство будет балансировать: сильно скатиться рынку не дадут, но и разгонять его в ущерб бюджету тоже не будут», — заключает Андрей Шенк.
Вернуться в раздел » Мнение экспертов
Материалы по теме
11.06.2014 Выше среднего: екатеринбургский авторынок падает быстрее российского

В мае 2014 года российский авторынок упал на 12%, продажи сократились до 201 487 штук. Детальная статистика по ...

26.05.2014 В апреле продажи легковых автомобилей в Екатеринбурге упали на 23%

УрБК, Екатеринбург, 26.05.2014. В январе-апреле 2014 года в Екатеринбурге продано 25 тыс. 761 новый легковой и легкий ...

27.01.2014 По итогам 2013 года продажи автомобилей в Екатеринбурге упали на 6%

УрБК, Екатеринбург, 27.01.2014. В 2013 году в Екатеринбурге продано 94 тыс. 394 новых легковых и легких коммерческих ...

09.01.2014 Авторынок откатился и заглох: снижение продаж в 2014 году продолжится

Продажи легковых автомобилей в Екатеринбурге за 2013 год оказались ниже прогноза и составили примерно 93 тыс. штук ...

07.10.2013 В свободном полете: авторынок Екатеринбурга продолжает падать

Авторынок Екатеринбурга продолжает медленно снижаться. В августе было продано 7 240 легковых и легких коммерческих ...