Статьи
11.12.2013

На грани фола: «Ютэйр» продолжает «радовать» пассажиров

На грани фола: «Ютэйр» продолжает «радовать» пассажировАвиакомпания «Ютэйр» (ХМАО) уже не первый год не покидает новостные ленты информагентств. Основной повод — постоянные ЧП при посадке, взлете, а также колоссальные задержки вылетов, достигающие подчас нескольких суток. А в апреле 2012 года самолет авиакомпании потерпел крушение сразу после взлета из тюменского аэропорта «Рощино», тогда погибли 33 пассажира. Претензии к безопасности полетов воздушных судов компании есть и у Росавиации. Эксперты, близкие к проблеме, тем временем говорят о том, что ситуация в «Ютэйре» отражает проблемы российской авиации, о которых вновь начали говорить после катастрофы в Казани, когда во время захода на второй круг при посадке упал Boeing 737-500 авиакомпании «Татарстан».

Только в 2013 году авиакомпания «Ютэйр» допустила 42 инцидента по причине технической неисправности, среди них выезды за взлетно-посадочную полосу, задымление в салоне, также возникали проблемы в работе шасси и двигателей. При этом 15 происшествий пришлось на самолеты марки Boeing 737-500, которых в парке «Ютэйра» насчитывается 34 единицы. А в 2012 году авиакомпания и вовсе становилась лидером по числу инцидентов. Об этом сообщил тогда уральский транспортный прокурор Павел Кукушкин.

«Мы провели серьезную проверку в «Ютэйре» и «Ютэйр техник», обеспечивающей техническое состояние судов, и выявили очень много нарушений, о чем я проинформировал Генеральную прокуратуру. В результате этой проверки более 20 человек были привлечены к дисциплинарной ответственности. В погоне за прибылью забывается, к сожалению, основной момент — безопасность людей. Мы регулярно проводим там проверки и регулярно находим в этой авиакомпании нарушения. Поэтому «Ютэйр» находится в зоне нашего особого внимания», — отметил тогда Павел Кукушкин.

Буквально на этой неделе прокуратура начала проверку по факту вынужденной посадки самолета Bombardier CRJ-200 авиакомпании «Ютэйр» в аэропорту Кольцово, летевшего из Москвы в Тюмень. Как сообщает пресс-служба Уральской транспортной прокуратуры, причиной посадки послужило срабатывание сигнализации неисправности левого двигателя. Для расследования авиационного события в Росавиации уже создана комиссия. Свердловским транспортным прокурором проводится проверка исполнения законодательства о безопасности полетов, а также соблюдения прав пассажиров данного рейса.

Безопасность и техническая исправность судов авиакомпании «Ютэйр» уже заинтересовала Росавиацию. Летом 2013 года ведомство уже рекомендовало компании сосредоточить свои усилия на устранении многочисленных недостатков в поддержании летной годности воздушных судов.

«Это касается тех нарушений и недостатков, которые в недавнем прошлом стали причинами катастрофы самолета ATR-72 под Тюменью, а также нескольких катастроф вертолетов как в России, так и за рубежом. Приходится констатировать, что система управления безопасностью полетов авиакомпании «Ютэйр» не справляется с многочисленным разнотипным парком воздушных судов, рассредоточенным не только во многих аэропортах Российской Федерации, но и в других странах. В этой ситуации без принятия дополнительных действенных мер по обеспечению безопасности полетов введение новых для авиакомпании типов самолетов в сертификат эксплуатанта может стать «непереносимым грузом» для «дырявой» системы управления безопасностью полетов», — заявили в Росавиации.

Большинство инцидентов авиакомпании «Ютэйр» связано с полетами Boeing различной модификации. Между тем источник в авиационных кругах сообщил УрБК, что столь сильные задержки связаны с тем, что техническое обслуживание Boeing налажено не везде, а авиакомпания резервирует самолеты не в достаточном количестве.

«Boeing являются самолетами проблемными. Их в свое время считали более нежной в эксплуатации машиной, которая чаще ломается. Особенно, если самолет полетал 10, 15, 20 лет. Нужно учитывать тот момент, что «Ютэйр» летает по всей России, плюс республики СНГ и зарубежье. Техническое обслуживание не везде налажено — линейные станции для ремонта имеются не везде. В Кольцово его, в частности, нет. К примеру, на замену колеса — доставку запчастей, ремонтной бригады — потребуется двое суток. А бывает, что запчастей в России нет. Если самолеты отказывают, то «Ютэйр» не станет вызывать резервный самолет, а будет «мариновать» пассажиров до победного конца. Поскольку они резервируют самолеты не в достаточной мере. Судя по событиям в Таиланде, резерва у «Ютэйра» нет», — рассказал эксперт, близкий к проблеме.

Напомним, накануне пассажиры авиакомпании «Ютэйр» 18 часов не могли вылететь из Таиланда в Екатеринбург. По словам представителей авиакомпании, задержка произошла по причине технической неисправности самолета Boeing 737-500. С пассажирами во время ожидания самолета работал представитель туроператора «Анекс Тур», который является заказчиком рейса.

По словам представителей туроператоров, проблемы с задержками «Ютэйра» связаны с небольшим парком самолетов.

«В случае неполадки компания не может предоставить замену. Поэтому пока самолет не починят, рвется вся цепочка пассажирских перевозок. И это уже риски туроператоров, работающих с авиакомпаниями, у которых небольшой летный парк. В данном случае компания «Анекс Тур» не оперирует всеми бортами «Ютэйра», — заметил директор компании «Натали турс» Олег Хигер.

Эксперты между тем сообщают, что авиакомпания несет ответственность за задержку как перевозчик, поскольку она продает билет, который является, по сути, договором перевозки. Однако главный редактор информационного агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев замечает, что с точки зрения Гражданского кодекса РФ потребитель должен общаться с туроператором, которому он заплатил деньги, а значит туроператор по регрессу может перенести все претензии на авиаперевозчика.

«По отношению к 2012 году увеличилось количество задержек рейсов у «Ютэйра». Но за это время изменилась интенсивность полетов, увеличилась сеть и частота полетов. При росте в 20-30% по объемным показателям может показаться, что в абсолютном выражении произошел рост. Если говорить о деятельности авиакомпании на федеральном уровне, то пока у авиационных властей деятельность «Ютэйра» не вызывает серьезных замечаний. Был конфликт авиакомпании с Росавиацией по поводу разрешения на Айробус-320/21. После той ситуации ничего негативного не высказывалось в их адрес», — заметил Олег Пантелеев.

Получить развернутый комментарий о техническом состоянии судов и их обслуживании у представителей «Ютэйра» не удалось. Между тем не так давно руководство авиаперевозчика заявило о значительном пополнении авиапарка. Ожидается, что в следующем году воздушный флот авиакомпании пополнится Airbus А321, представителями нового семейства Boeing серии 737-800NG и одним 737-900NG. Вместе с тем в парке «Ютэйра» появятся самолеты Sukhoi Superjet 100, которые по-прежнему страдают «детскими болезнями», свойственными всем новым лайнерам. Эксперты рассчитывают, что дефекты отечественного самолета будут полностью устранены на протяжении 2014 года. Однако не исключено, что пассажиры «Ютэйра» окажутся испытателями новых недостатков самолета. При этом не раз подводившие Boeing 737-500 будут сохранены в парке. Для повышения комфортности перевозок на этом типе воздушного судна авиакомпания установит новые эргономичные кресла. Однако этим забота о пассажирах данного лайнера и ограничится.

Ольга Кондрашова, Сергей Беляев
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
28.01.2014 Пассажиры авиакомпании «ЮТэйр» снова не могут вылететь из Таиланда в Екатеринбург

Российские туристы с 27 января не могут вылететь из аэропорта Пхукета в Екатеринбург из-за задержки чартерного рейса № ...

28.01.2014 Пассажиры авиакомпании «ЮТэйр» снова не могут вылететь из Таиланда в Екатеринбург

УрБК, Екатеринбург, 28.01.2014. Российские туристы с 27 января не могут вылететь из аэропорта Пхукета в Екатеринбург ...

11.12.2013 Пассажиры авиакомпании «ЮТэйр» 18 часов не могли вылететь из Таиланда в Екатеринбург

УрБК, Екатеринбург, 11.12.2013. Около 18 часов провели в аэропорту Пхукета пассажиры самолета Boeing-757-200, ...

06.12.2013 Прокуратура начала проверку по факту вынужденной посадки самолета авиакомпании «Ютэйр» в Екатеринбурге

УрБК, Екатеринбург, 06.12.2013. Прокуратура начала проверку по факту вынужденной посадки самолета Bombardier CRJ-200 ...

13.08.2012 Уральский транспортный прокурор Павел Кукушкин: авиакомпания «ЮТэйр» лидирует по количеству авиаинцидентов

УрБК, Екатеринбург, 13.08.2012. По итогам первого полугодия больше всего инцидентов произошло в компании «ЮТэйр». Об ...