VIP-Интервью
29.05.2013

Евгений Волков: Наша задача — навести порядок в Артемовском

Евгений Волков: Наша задача — навести порядок в АртемовскомНа вопросы ИАА «УралБизнесКонсалтинг» ответил заместитель генерального директора по развитию ГУП СО «Облкоммунэнерго» Евгений Волков.

— Евгений Сергеевич, завершившийся отопительный сезон выявил в Свердловской области сразу несколько проблемных точек, в которых ситуация с платежами за энергетические ресурсы достигла крайне негативного состояния. Одной из них стал город Артемовский. С чем это связано?

— Это традиционно очень проблемная территория и вопросы с неплатежами там возникли не вчера. «Облкоммунэнерго» начало работу на территории Артемовского осенью 2010 года. Заходили в город мы в режиме чрезвычайной ситуации: сложилась критическая обстановка на Артемовской ТЭЦ, собственник мог оставить весь город без тепла. Тогда правительство приняло решение передать этот теплоисточник нам. Кроме того, «Облкоммунэнерго» эксплуатирует в городе и сети, по которым транспортируется теплоноситель. И сегодня мы можем сказать, что все эти годы режим чрезвычайной ситуации в городе остается таким же острым.

Причина его, на наш взгляд, в управляющих компаниях, которые являются посредниками между нами, производителями тепла, и его потребителями — жителями города. При этом надо отметить, что управляющие компании Артемовского — это совершенно особая категория. Достаточно сказать, что три года мы пытаемся заключить с этими компаниями договорные отношения — и безрезультатно. Сегодня у нас нет должным образом подписанного договора ни с одной управляющей компанией и мы заключаем эти договоры через суд. Причем основным спорным элементом является объем: управляющие компании не хотят принимать те расчетные объемы, которые мы прилагаем к договору. Последние арбитражные суды по двум управляющим компаниям были в мае и показали нашу правоту.

Впрочем, сами по себе договоры не так важны. В соответствии с действующим законодательством компании и без них обязаны полностью оплачивать поставленные им теплоносители. Раз они его приняли, не отказались, перепродали его населению — они должны его оплатить. Но этого не происходит. Получить плату за отопление и горячую воду мы можем только через суд.

— То есть управляющие компании Артемовского фактически не хотят оплачивать полученное от вас тепло?

— Да, это так. За каждой суммой мы обращаемся в суд. В результате платежи задерживаются на время ведения судебных споров. Кассовый разрыв составляет от полугода до 10 месяцев, что тоже нас не устраивает. Страдают и наши поставщики — «Уралсевергаз», энергетики. Им нужна оплата, а мы не можем ее произвести. У нас сегодня долг только перед «Уралсевергазом» 86 млн рублей. Мы, конечно, стараемся, принимаем меры, но не все в наших силах.

К тому же мы несем постоянные расходы на оплату судебных разбирательств. И, наконец, наши контрагенты регулярно пытаются избежать ответственности, создавая все новые и новые юридические лица.

— Сколько сегодня всего управляющих компаний в Артемовском?

— Действующих управляющих компаний на сегодняшний день всего шесть. Но за период нашего присутствия их сменилось немалое количество: как только накапливается задолженность и учредитель управляющих компаний понимает, что подошел определенный момент — возникает новое юридическое лицо с почти таким же названием, но с незначительными изменениями: новой приставкой, буквой, черточкой. После этого новая компания как по мановению волшебной палочки получает в свое управление весь жилой фонд старой. Официально это, вероятно, оформляется как заочное голосование жителей. На практике, я думаю, жильцы и не знают, что сменили УК. Просто в следующем месяце они получают новые квитанции, которые от старых отличаются парой знаков. И просто не обращают на это внимания. Был «Чистый дом», стал «Чистый домъ», была «УК Темп», стала «УК-Темп». Но это уже другое юридическое лицо, и взыскать с него долги старого невозможно.

В отношении всех компаний, кроме одной, сейчас проводится процедура банкротства с различными сроками: у кого-то в мае наступает, у кого-то в июне. Пока идет внешнее наблюдение. По окончании процедуры будет введено конкурсное управление.

— Вы, соответственно, основные кредиторы?

— По некоторым компаниям мы основные кредиторы, есть две компании, по которым кредитором выступает местный водоканал, по одной — «Трансэнергострой». Кроме того, возбуждено пять уголовных дел в отношении управляющих компаний, скоро мы узнаем результаты, дела уже будут переданы в суд. В основном это статья № 165 ч.1 («Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием»). Также фигурируют статьи «Растрата без цели хищения» и ряд других.

При этом мы не раз говорили на встречах с населением, что мы себя не противопоставляем управляющим компаниям. Мы хотим получить оплату за свой ресурс. Цель банкротства и перехода на прямые поставки населению — навести порядок. В принципе, управляющие компании были, есть и могут быть, потому что население задает вопрос: а что будет с обслуживанием фонда и т. д? У управляющей компании свои обязательства перед жителями, которые ее выбрали. Поэтому у нас задача не убрать их и устроить в городе коммунальный коллапс, а навести порядок.

— Чем управляющие компании мотивируют свою позицию? Почему отказываются платить?

— Что здесь можно сказать? Видимо, потому, что могут это делать. Нынешнее законодательство несовершенно и позволяет управляющим компаниям существовать в таких условиях.

Главная причина этого — отсутствие у нас действенных рычагов влияния на должников. По существующему закону мы не можем прекратить поставки тепла в отопительный период. Максимум, что мы можем сделать — отключить горячую воду летом. На эту меру нас «двигают» и газовики: «Уралсевергаз» в силу такой специфичной ситуации заключает договор только на отопительный сезон, как только он завершается — прекращаются и поставки газа на Артемовскую ТЭЦ. Кстати, жители Артемовского к этому давно привыкли и не обращают на такие неудобства никакого внимания. Судебные процедуры же очень и очень затянуты во времени.

Еще одна неприятная особенность сложившейся ситуации — это стремление управляющей компании «перетянуть» на свою сторону население. Делается это эдакими «робингудскими» способами: УК «грабят» нас, но делятся частью «награбленного» с жильцами: выставляют им низкие тарифы на обслуживание жилья, не начисляют плату за пользование местами общего пользования. В результате в некоторых УК плата за управление жильем составляет шесть рублей за квадратный метр — в три раза ниже минимальной. Понятно, что сделать это можно только не оплачивая потребленные энергоресурсы.

Не ведут управляющие компании и борьбу с неплательщиками. Им это просто не выгодно, ведь деньги на свое содержание они получают и так, а средства с должников должны достаться нам и «Водоканалу». Понятно, что УК не заинтересованы в том, чтобы их собирать.

— Как же вы решаете возникшую ситуацию?

— Подведя итоги наших бесплодных попыток договориться с УК, мы пришли к выводу, что единственный способ решить проблему — выходить на прямые отношения с жителями. Если раньше были определенные законодательные проблемы, не совсем было понятно, как это делается, то в прошлом году вышло постановление правительства РФ от 14.02.2012 г. №124 «Об особенностях заключения договоров ресурсоснабжения». В нем прописан порядок заключения договоров управляющих компаний, ТСЖ и прочих с ресурсоснабжающими организациями. Там появился механизм выхода на прямые поставки с населением при наличии задолженности более чем за 3 периода (периодом является 1 месяц). Кроме того, в постановлении правительства №354 от 06.05.2011 г. говорится о том, что управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.

Учитывая оба этих обстоятельства, мы решили перейти на прямые отношения с жителями (постановление вступило в силу с 1.09.2012 г.), и с сентября — октября мы начали постепенную работу. Вначале обратились к управляющим компаниям, чтобы получить базу данных населения — площади, наличие льгот и субсидий — пытались их вывести на совместную слаженную работу, но они отказались.

К своему удивлению, мы выяснили, что у муниципальных властей нет базы местных жителей, так как они передали паспортное дело на аутсорсинг тем же управляющим компаниям. Те предложили приобрести базу данных, сочтя ее своей интеллектуальной собственностью (между тем эта информация — все-таки собственность муниципалитета). Мы себе такой «покупки» позволить не можем, хотя бы потому, что мы — госпредприятие, работаем строго в рамках законодательства и подобные статьи расходов у нас не предусмотрены.

Тогда было принято решение работать по той базе данных, которую мы собрали сами. Здесь мы использовали базы по электроэнергии, кроме того, нам помогли «Водоканал» Артемовского и муниципальные предприятия. С 1 апреля, предупредив соответствующими письмами органы власти, прокуратуру, все управляющие компании, мы вышли на прямые взаимоотношения — выставили свои квитанции. Управляющим компаниям, разумеется, это не понравилось: они сделали вид, что не заметили наших уведомлений и продолжили продавать жителям нашу горячую воду и тепло. Т.е. на сегодняшний день в Артемовском выпускаются двойные квитанции.

— Как на такую ситуацию реагируют органы власти?

— Все органы власти, надзорные ведомства и органы социального обеспечения нас полностью поддерживают и оказывают содействие. После того, как управляющие компании выставили свои квитанции с нашим теплом и горячей водой, прокурор Артемовского отреагировал: он выдал представление четырем компаниям и предостережение о недопустимости действий еще двум. То есть, в принципе, сейчас все компании официально предупреждены надзорными органами о том, что их действия незаконны и недопустимы. Кроме того, выдвинуто требование устранить нарушения.

Пока я не могу официально сказать, что они сделают с выпуском следующих квитанций, насколько они прислушались к голосу прокурора, хотя есть подозрения, что не прислушались. Сейчас готовятся к выпуску квитанции за следующий расчетный период, при продолжении управляющими компаниями линии на дестабилизацию обстановки, ответные меры и с нашей стороны, и думаю, стороны правоохранительных органов будут обязательно.

— Как продвигается процесс внедрения нового способа расчетов?

— Процесс идет. Не могу сказать, что мы уже убедили всех перейти на новую схему расчетов. К сожалению, пока это не так. Но мы проводим встречи с населением, которое было встревожено тем, что цифры в квитанциях не совпадают.

Мы не прячемся, вышли к населению, выслушали все: были и эмоции, и вопросы, и замечания. Региональный информационный центр (РИЦ), наш агент, открыл дополнительные пункты по работе с населением, собираем информацию для уточнения базы данных. На сегодняшний день на 70% базу данных уточнили. В день 100 — 300 человек приходит к нам со своими старыми квитанциями, документами.

— Как вы оцениваете перспективы: сейчас до отопительного сезона нужно так или иначе решить проблему. К каким результатам вы планируете прийти?

— Люди идут к нам и платят по квитанциям. Мы видим количество пришедших, количество оплат, подписываем договоры с каждым жителем. У меня прогноз оптимистичный: надо верить в то, что делаешь. В принципе, мы прогнозируем с начала отопительного сезона снять все основные проблемы.
Вернуться в раздел » VIP-интервью
Материалы по теме
07.05.2014 Суд ввел процедуру наблюдения в артемовской УК ООО «Чистый домъ» за долги перед ГУП «Облкоммунэнерго»

УрБК, Екатеринбург, 07.05.2014. Суд ввел процедуру наблюдения в управляющей компании «Чистый домъ» Артемовского ...

05.07.2013 ГУП «Облкоммунэнерго» обсудило прямые поставки тепла с жителями Артемовского

УрБК, Екатеринбург, 05.07.2013. На более чем 60 вопросов жителей Артемовского ответили в ходе работы горячей телефонной ...

14.06.2013 ГУП «Облкоммунэнерго» выверит базу абонентов Артемовского к отопительному сезону

УрБК, Екатеринбург, 14.06.2013. ГУП «Облкоммунэнерго» полностью выверит базу потребителей ресурсов в Артемовском ...

10.06.2013 Управляющие компании Артемовского начали выставлять жителям двойные квитанции за горячую воду

УрБК, Артемовский, 10.06.2013. ГУП СО «Облкоммунэнерго» обратилось в правоохранительные органы с просьбой вмешаться в ...

28.05.2013 Евгений Волков: Наша задача — навести порядок в Артемовском

На вопросы УрБК ответил заместитель генерального директора по развитию ГУП СО «Облкоммунэнерго» Евгений Волков ...