Статьи
21.11.2012

Екатеринбург — Челябинск: возможна ли конурбация?

Фотография предоставлена сайтом www.morguefile.comУже не первый год ведутся разговоры о более активном взаимодействии двух крупных уральских городов — Екатеринбурга и Челябинска, создании некоего объединения, которое выведет эти города на новый уровень. Накануне экономисты, политики и бизнесмены Урала в режиме видеоконференции обсудили сотрудничество промышленных центров региона в рамках конурбации. Эксперты соглашаются, что это перспективный проект, имеющий шансы на успех. Однако пока его концепция представлена в расплывчатом виде и нет точного понимания, в каком направлении двигаться.

Конурбация — это система агломераций компактно расположенных городов, развивающихся в одном направлении. Для российской экономики эта тема особенно актуальна, поскольку фактически единственным центром притяжения выступает Москва, тогда как для равномерного развития всех регионов необходима полицентричная система экономики. Кроме того, такие центры — это территории, которые скрепляют запад России с востоком.

Разговоры о том, что Екатеринбургу необходимо включиться в глобальные тренды развития, идут давно. Одним из вариантов такого развития является создание конурбации крупных уральских городов, в первую очередь — Екатеринбурга и Челябинска. Это единственное в России место, где два города-миллионника находятся так близко. Поэтому здесь возможно создание некоего «идеального» места — с развитой инфраструктурой, промышленностью, комфортными местами для жизни и отдыха. Такая схема развития, по мнению ректора УрГЭУ Михаила Федорова, лучше всего поможет реализовать потенциал Урала.

По словам депутата Заксобрания Челябинской области Константина Захарова, в каком-то смысле эта конурбация уже существует. Он отметил, что множество свердловчан едет в Челябинскую область отдыхать на озера, а челябинцы едут в Екатеринбург учиться. Конурбация подразумевает создание мощной инфраструктуры, скоростных автомобильных и железнодорожных магистралей, так как, по мнению экспертов, расстояния между городами необходимо сокращать. Участники круглого стола отметили, что при создании скоростной магистрали будет вполне возможна ситуация, когда человек живет в одном городе, а работает в другом.

«Тратить сейчас 2,5 часа на дорогу из Екатеринбурга в Челябинск — непозволительная роскошь для предпринимателей», — сказала доктор экономических наук Юлия Лаврикова, подтвердив важность создания инфраструктуры. Кроме того, она отметила, что без включения в эту тему представителей бизнеса конурбация нежизнеспособна.

Михаил Федоров напомнил, что, когда он показывает уральские города зарубежным гостям, они удивляются промышленной мощи и потенциалу мегаполисов и тому, насколько плохая между ними инфраструктура.

Впрочем, важны не только вопросы инфраструктуры. Так, Константин Захаров считает, что проблема должна решаться с демографической точки зрения, а не экономической.

«Если не создадим благоприятные центры народосбережения, то ничего хорошего нас через десять лет не ждет», — сказал депутат.

Ректор РГГУ Владимир Нечаев также отметил, что недостаточно развития одного транспорта, люди должны захотеть здесь жить.

Впрочем, как считает главный редактор медиахолдинга «Эксперт» Валерий Фадеев, необходимо подумать не только о транспортном, но и об индустриальном развитии всей территории страны.

«Если хотим развиваться, то надо думать о развитии самой разной, диверсифицированной промышленности», — сказал эксперт, заинтересовавшись также, не опасаются ли челябинцы, что их город станет пригородом Екатеринбурга.

Кроме того, нельзя игнорировать вопрос культуры. В частности, эксперты обратили внимание на важность идеи духовного развития, скрепляющей союз городов.

Между тем пока неясно, как начинать строить такую систему. Сейчас одной из основных проблем является неспособность муниципалитетов договориться между собой. Они не видят перспектив развития и не понимают механизмы взаимодействия. К тому же непонятно, как будет выглядеть система договоров между городами конурбации.

По итогам заседания участники отметили, что есть диалог и общая заинтересованность в проекте, но нет конкретных действий. Действительно, пока не совсем понятно, в каком направлении двигаться и куда инвестировать в первую очередь — в скоростные магистрали или в развитие промышленности. Единственное решение по дальнейшему плану действий, высказанное на заседании, — создать рабочую группу и вырабатывать предложения. Впрочем, как можно было увидеть на многих других примерах, это не самый эффективный способ развития идеи. Однако конурбация стала бы хорошим способом продвижения Екатеринбурга для такого имиджевого проекта, как «ЭКСПО-2020».

Андрей Пермяков
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
11.11.2013 Объединение Екатеринбурга и Челябинска в единое экономическое пространство возможно после строительства шестиполосной автодороги

УрБК, Екатеринбург, 11.11.2013. Первым шагом к объединению Екатеринбурга и Челябинска в единое экономическое ...

29.05.2013 Хосе Асебильо: Главные проблемы Екатеринбурга — транспорт и парковки

УрБК, Екатеринбург, 29.05.2013. Выступая на бизнес-форуме «Будущее города», экс-главный архитектор Барселоны, ...

17.05.2011 Заместитель главы администрации Екатеринбурга Александр Высокинский: Скоро Екатеринбург и Челябинск станут одной агломерацией

«По нашему мнению, скоро Екатеринбург и Челябинск станут одной агломерацией, но со своими принципами развития», — ...

17.05.2011 Заместитель главы администрации г. Екатеринбурга по вопросам экономики и финансов Александр Высокинский: По нашему мнению, скоро Екатеринбург и Челябинск станут одной агломерацией

УрБК, Челябинск, 17.05.2011. «По нашему мнению, скоро Екатеринбург и Челябинск станут одной агломерацией, но со своими ...

17.03.2010 «Большой Екатеринбург» объединит 1,5 миллиона человек

Идея создания «Большого Екатеринбурга» через объединение с городами-спутниками, которые и так уже фактически являются ...