Статьи
09.10.2012

Оплачиваем проезд

Оплачиваем проездРоссия готовится к переходу на платные дороги. Так, уже утверждена госпрограмма и создана специальная компания, которая займется строительством и эксплуатацией таких дорог. В Екатеринбурге строительство 46-километровой трассы, проехать по которой можно будет только за деньги, начато, однако уральские эксперты уверены: пользоваться подобной услугой автомобилистам не позволит менталитет. Кроме того, введение платы за проезд скажется на конечной цене товара, перевозимого по таким дорогам.

Напомним, в этом году правительство России утвердило программу деятельности госкомпании «Российские автомобильные дороги» до 2019 года. Согласно стратегии развития, в нашем регионе платной по окончании строительства станет и ЕКАД. При этом платные автодороги уже появились в Московской области, стоимость проезда по ним составляет от 10 до 45 рублей в зависимости от вида автомобиля.

По мнению экспертов, на Урале платные дороги не приживутся. Как отмечает заместитель директора по развитию AVS Group Александр Масурский, для того чтобы брать с людей деньги за проезд, нужно дать им выбор и построить дублеры.

«Платные дороги — это пополнение бюджета, хорошее оснащение и снабжение дорог. Но по закону при наличии платной дороги обязательно должен быть дублер. В России, к сожалению, в большинстве случаев выбора нет. Перевозчиков принуждают ездить по платным дорогам. Перспектива такова: либо платишь, либо не едешь», — сказал Александр Масурский.

По его словам, в Германии уже поставили эксперимент по платному использованию дорог, но отказались от этого, так как в стране снизился товарооборот.

Чтобы строить платные дороги, необходимы частные инвестиции, полагает координатор проекта «Росяма» в Чкаловском районе Екатеринбурга инженер Алексей Садовский.

«Областной бюджет понимает, что тех средств, которые он может направить на это, будет слишком мало, и проект придется реализовывать в течение примерно 15 лет. Есть вариант привлечения частных инвестиций, но это должно быть минимум две трети от общей суммы. А строить за бюджетные средства — полный абсурд, ведь тогда получится, что мы уже за эту дорогу заплатили налогом», — считает Алексей Садовский.

Кроме того, по мнению эксперта, даже если дорога будет качественной, далеко не все захотят платить за ее использование.

«И вот дорога готова, и у людей появляется выбор: либо поехать по старой и бесплатной дороге, либо поехать по хорошей, но платной. Дорога эта должна соответствовать ряду параметров, чтобы принести прибыль, ведь если частный бизнес вкладывает деньги, он, понятное дело, хочет заработать. У автовладельца, по идее, появится стимул ей воспользоваться, поскольку одним из параметров качества будет увеличение скорости движения. Однако сколько времени будет потрачено на то, чтобы отстоять очередь у шлагбаума при въезде на нее, неизвестно, — соответственно, скорость движения может и не улучшиться. При этом люди все равно придумают, как объехать, — у нас такой менталитет», — отмечает Алексей Садовский.

По его словам, еще один минус строительства дорог за бюджетные деньги заключается в том, что заниматься этим будет государственная компания. И на содержание ее тоже понадобятся немалые средства. Кроме того, добавляет Александр Масурский, в России в сфере строительства и содержания дорог, в отличие от Европы и США, отсутствует конкуренция. Это тоже немаловажно для рынка.

Как отметил первый заместитель генерального директора ОАО «Трест «Уралтрансспецстрой» Михаил Малиновских, введение платы за проезд по ЕКАД отразится прежде всего на карманах жителей столицы Урала.

«Платные дороги — это перспективное явление, но нужно учитывать трафик как возможность получения экономического эффекта. А интересно это только на узких направлениях и там, где есть альтернативные дороги. На сегодняшний день это дороги в районе Санкт-Петербурга, Москвы и южное направление. А делать ЕКАД платным не имеет смысла, так как, пока он достраивается, он уже станет частью системы уличных сетей, и платить за него придется горожанам, а не проезжим», — отмечает Михаил Малиновских.

Кроме того, Михаил Малиновских соглашается с коллегами: россияне не захотят платить за то, что они привыкли считать бесплатным.

«На сегодняшний день никто не считал, насколько прибыльны дороги, потому что их строительством и эксплуатацией у нас всегда занималось государство. У нас даже нет соответствующего мышления — большинство поедет по бесплатной дороге», — отмечает эксперт.

Отметим, нововведение отразится на бюджете не только тех, кто имеет автомобиль. На сегодняшний день порядка 60% товарооборота в России приходится на автоперевозки, говорит Александр Масурский. А плата за использование дорог ляжет полностью на плечи конечных покупателей перевозимых товаров, в результате чего цены на эти товары вырастут.

Валентина Попова
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
13.05.2013 ГК «Автодор»: 52% россиян выступили против развития сети платных автодорог

УрБК, Москва, 13.05.2013. 52% россиян не поддерживают развитие сети платных автодорог. Об этом сообщает «Коммерсантъ» ...

16.05.2012 Транзит за деньги: Свердловская область готовит концепцию платных дорог

Госкомпания «Автодор» к концу мая обещает объявить о своем решении относительно строительства первой платной дороги в ...

02.05.2012 Свердловская область готовится к строительству первой платной дороги

Свердловская область готовится к строительству первой платной дороги. Документация о проведении соответствующего ...

24.02.2010 Губернатор Свердловской области Александр Мишарин: Платные дороги должны окупаться за счет грузового транспорта

УрБК, Екатеринбург, 24.02.2010. «Сегодня в Свердловской области находится порядка 13,2 тыс. километров автодорог. В ...

26.01.2010 Правительство РФ утвердило правила пользования платными дорогами

УрБК, Екатеринбург, 26.01.2010. Правительство РФ утвердило правила оказания услуг по организации проезда транспортных ...