Статьи
25.04.2012

На святое дело: PR Верхотурья обойдется бюджету почти в 9 млн. рублей

На святое дело: PR Верхотурья обойдется бюджету почти в 9 млн. рублей Свердловские власти снова вспомнили верхотурскую тематику: правительство ищет пиарщиков на проект возрождения Верхотурья. Согласно конкурсной документации, для начала продвижение потребуется в течение всего 2012 года, на эти цели бюджет области выделяет 8,8 млн. рублей. Между тем, пока власти озабочены благоприятным информационным фоном, в самом Верхотурье следов возрождения не заметно: за два года в городе не появилось ни горячей воды, ни асфальтированных дорог, ни освещения на улицах. Инвесторы, готовые вкладывать в развитие территории, уходят ни с чем.

На оказание услуг по организации информационно-аналитического сопровождения хода реализации комплексной областной целевой программы «Развитие туризма в Свердловской области» на 2011–2016 годы — иными словами, на PR проекта по возрождению Верхотурья — из областного бюджета будет выделено 8,8 млн. рублей. Согласно конкурсной документации, размещенной на официальном сайте госзакупок, все работы должны быть выполнены до конца 2012 года.

Напомним, с идеей создания туристско-рекреационной зоны религиозной направленности на Урале в 2010 году выступил патриарх Кирилл. Областные власти церковь поддержали и разработали целевую программу «Формирование туристско-рекреационной зоны «Духовный центр Урала». В «Духовный центр», помимо самого Верхотурья, должны войти село Меркушино и поселок Махнево. Стоимость региональной программы оценивается в 1,46 млрд. рублей. Полная цена возрождения верхотурского куста — немногим менее 10 млрд. рублей. Тратить предстоит как из бюджетов всех уровней, так и частным инвесторам.

Но несмотря на то, что власти рапортуют об успешном ходе реализации программы, в самом городе пока мало что изменилось. Условия жизни в будущем духовном центре Урала пока напоминают традиционное российское село — без дорог, света и воды.

«Горячей воды нет и никогда не было, холодная — очень плохая. С отоплением проблемы: сети все старые. Жилья нет: новое почти не строится, при этом очень много ветхих домов. Куда ни глянь, везде что-то не так: кадров нет, больницы старые, улицы не освещены, асфальта нет. Жители, конечно, хотят, чтобы Верхотурье превратилось в туристический центр, но они не примут эту программу до тех пор, пока их социальные проблемы не будут решены. Все уже наслышаны про эти миллиарды, но пока никаких серьезных изменений нет, и как будут наши проблемы решаться в этом году — неизвестно. Возлагают надежду на недавно назначенного главу администрации, но он пока только знакомится с ситуацией и уже за голову хватается», — рассказала УрБК наша коллега из Верхотурья, главный редактор газеты «Новая жизнь» Лариса Сабурова.

Несмотря на целый букет социальных и экономических проблем, область уже взялась за PR. Продвижение проекта возрождения Верхотурья должно вестись на территории всего УрФО. В частности, PR-агентство, которое возьмется за проект, обязано будет разместить в эфире телеканалов и радиостанций сюжеты общим объемом не менее 100 минут, обеспечить выход не менее 360 публикаций в печатных средствах массовой информации и в информационных агентствах. Среди мероприятий, обязательных к освещению журналистами, — Дни памяти Святого Симеона Верхотурского, День славянской письменности и культуры, кино- и музыкальный фестивали, Верхотурские Троицкие гулянья и ярмарка.

Эксперты рынка рекламы и PR предварительно тендером заинтересовались, однако принять участие в конкурсе явно не спешат. Информационная повестка должна быть наполнена реальными событиями, которых пока в Верхотурье, за исключением развлекательных мероприятий, нет.

«Безусловно, PR в наше время — важнейшая составляющая продвижения любой территории, и хорошо, что власти об этом задумываются и готовы вкладывать в это финансовые ресурсы. Однако PR не подменит собой реального улучшения состояния дел в городском округе, не сделает пребывание в нем комфортнее. То есть наиболее важная задача все-таки создать качественно новую инфраструктуру, способную удовлетворить требования туристов и паломников. Если оба эти условия будут соблюдены, все получится; если же акцент будет сделан только на PR и публичное продвижение, а создание туристической инфраструктуры отстанет от этого процесса, эффект может получиться обратный», — уверен генеральный директор коммуникационного агентства «Пресс-атташе» Евгений Красиков.

С ним солидарны и коллеги: одной рекламы будет недостаточно.

«Нам это могло бы быть интересно, мы с удовольствием беремся за такие проекты, ведь это не просто коммерция. Такие проекты, по сути, немного переписывают историю, заставляют людей по-другому относиться к нашему культурному достоянию. Но, естественно, одной рекламой и PR этот проект не вытянуть, должны быть серьезные вливания в инфраструктуру. Да, от рекламы зависит многое, и мы можем внушить жителям, что они живут в уникальном месте, но все равно реклама должна быть честной», — поделился своим мнением директор коммуникационного агентства Red Pepper Даниил Голованов.

В городе опасения екатеринбургских экспертов подтверждают.

«Как раз PR уже идет вовсю: организуются фестивали, приезжают артисты, проводятся ярмарки. Это все хорошо, конечно, развлекаловка то есть, но простейшие вопросы не решены. Туристам даже приезжать-то некуда: одна гостиница не вмещает всех желающих. И местных жителей реклама уже раздражает, хотелось бы увидеть хоть какие-то реальные плоды», — добавляет Лариса Сабурова.

Пока «Духовный центр Урала» может похвастаться наличием лишь проектно-сметной документации по ряду реконструируемых объектов и построенным подходом к подвесному мосту через реку Турья. На туристический лад город настроиться не может: единственная гостиница вмещает лишь одну группу туристов, в туалетах в немногочисленных кафе образуются огромные очереди, а городской музей предпочитает не работать по выходным.

«Гостиница в центре города хорошая, но она маломощная — всего 54 места. Нам уже отказывали в местах, хотя мы бронировали заранее. Но опять же в будни у них туристов очень мало и гостиница простаивает, поэтому новые гостиницы пока будут нерентабельны. Также там большая проблема с общественными туалетами — их попросту нет, поэтому туристы, которые приезжают на один день и не останавливаются в гостинице, выстраиваются в огромные очереди в кафе. Водители жалуются, что сейчас дороги там все разбиты. Очень неудобно то, что в выходные и праздничные дни не работает краеведческий музей, хотя основные группы приезжают именно в эти дни. Как правило, туристы едут именно на один день — так дешевле. В целом едут охотно, но, так или иначе, это больше место для паломников, и туристическим центром оно вряд ли станет», — рассказала УрБК директор бюро путешествий и экскурсий «Тур-Урал» Наталья Таланкина.

Наряду с туристами Верхотурье периодически посещают и предприниматели-инвесторы. Как правило, для них экскурсии ограничиваются потенциальными стройплощадками и зданием горадминистрации. Они вроде бы и готовы инвестировать в «Духовный центр», однако необходимо, чтобы к стройплощадкам были подведены инженерные коммуникации. В городском бюджете денег на это нет. Все средства аккумулированы в бюджете области, которая по закону и не обязана подводить газ и воду к объектам строительства, — это задачи муниципалитета. В итоге все происходит по традиционному российскому сценарию: средств нет на насущные проблемы, зато легко находятся бюджетные миллионы для того, чтобы пустить пыль в глаза, тогда как решение хотя бы одной социальной проблемы и без денежной «морковки» привело бы в Верхотурье многочисленные СМИ.
Вернуться в раздел » Статьи
Материалы по теме
01.08.2012 Загадки возрождения: Верхотурье не спешит демонстрировать результаты бюджетного финансирования

Загадки возрождения: Верхотурье не спешит демонстрировать результаты бюджетного финансирования ...

25.04.2012 На PR проекта по возрождению Верхотурья затратят 8,8 млн. рублей

На оказание услуг по организации информационно-аналитического сопровождения хода реализации комплексной областной ...

10.09.2010 Начальник экскурсионного бюро «Эльтранс» Нина Тропина: Как центр туризма Верхотурье существовать не будет

УрБК, Екатеринбург, 10.09.2010. «Как центр паломничества Верхотурье будет существовать однозначно, а вот как центр ...

09.09.2010 Туристическая компания «Мидас и Ко»: Паломники не смогут обеспечить окупаемость проекта «Духовный центр Урала»

УрБК, Екатеринбург, 09.09.2010. «Специфика Верхотурья заключается в том, что по святым местам ездят в основном ...

19.08.2010 ЕБМТ «Спутник»: Туристические компании готовы обслуживать большой поток туристов в Верхотурье, вопрос в том, где их взять

УрБК, Екатеринбург, 19.08.2010. «Въездной туризм Верхотурья можно поднять, только если улучшить качество обслуживания ...