VIP-Интервью
19.04.2012

Дмитрий Суплаков: Размещение облигаций — эффективный способ реализации среднесрочной бизнес-стратегии

Дмитрий Суплаков: Размещение облигаций — эффективный способ реализации среднесрочной бизнес-стратегииАктивное развитие отечественного банковского сектора сподвигает кредитные учреждения выходить на организованные рынки капитала, прибегая к облигационным займам. Примечательно, что такая ситуация характерна не только для крупных федеральных банков, но и для региональных игроков. Так, банк «Кольцо Урала» принял решение о размещении дебютного облигационного займа, который вот-вот состоится. Стоит отметить, что пока только три банка, представляющих Свердловскую область, размещают облигации.

О том, как развивается ситуация с фондированием сегодня, для чего банки прибегают к таким способам финансирования бизнеса и на какие цели банк собирается потратить привлеченные средства, информационно-аналитическому агентству «УралБизнесКонсалтинг» рассказал начальник управления проектов, анализа и развития банка «Кольцо Урала» Дмитрий Суплаков.


— Дмитрий, как складывается сейчас ситуация на российском рынке фондирования для кредитных организаций? Какие источники являются наиболее привлекательными и почему?

— Перечень источников привлечения ресурсов является неизменным, меняется только доступность и привлекательность тех или иных форм их привлечения. На сегодняшний день основными рыночными инструментами фондирования, к которым прибегают региональные банки, являются вклады физических лиц, остатки на счетах и депозиты организаций. Для крупных игроков таким инструментом являются заимствования на организованном рынке.

При этом вклады населения, несомненно, занимают первое место по объемам привлекаемых ресурсов. Ситуация в этом секторе достаточно позитивная: экономическая ситуация позволяет нашим гражданам формировать сбережения, что подтверждается высокими темпами роста портфелей вкладов в банках. Так, объем депозитов населения в банке «Кольцо Урала» приближается к 13 млрд. рублей. Наблюдается рост депозитного портфеля от юридических лиц. Однако этот рынок — как в разрезе ставок, так и в части условий — является более консервативным и статичным, то есть говорить о взрывном росте здесь не приходится.

— Но ведь банкам, особенно активно растущим, необходимо и активно расширять свою ресурсную базу. Какие еще источники фондирования существуют для регионального банковского сектора?

— В нынешних условиях альтернативным источником ресурсов становятся облигационные займы. Основное преимущество такого вида фондирования — это конкретные сроки. И в этом их преимущество перед вкладами, которые у нас по законодательству могут быть расторгнуты досрочно, то есть в любой момент. Облигационный же заем гарантирует банку стабильность ресурсной базы на оговоренный срок, что позволяет составить четкий финансовый план развития бизнеса, хеджируя при этом изменения рыночных ставок. Таким образом, выпуск облигационных займов позволяет банку не только диверсифицировать пассивную базу, но и снизить риски, связанные со срочностью привлечения средств.

— Каков сегодня уровень ставок по облигационным займам? Насколько он отличается от ставок по депозитам?

— В среднем для дебютантов на рынке сегодня можно выпустить обязательства под 11,25–12% годовых. Разумеется, это выше, чем ставки по вкладам. Но размещение облигаций не подразумевает постоянных операционных расходов на содержание офисов, зарплату сотрудников, документарное сопровождение каждой сделки, рекламу, что необходимо при привлечении вкладов. Итого заимствования на институциональном рынке обходятся банку несколько дешевле.

— Банк «Кольцо Урала» принял решение выпустить первый облигационный заем. Каковы его параметры, условия размещения?

— Мы планируем привлечь на рынке 1 миллиард рублей на срок в три года. Организатором выхода на рынок является ОАО «Промсвязьбанк». Книгу заявок мы открываем 18 апреля. Планируемый срок сбора заявок оканчивается 25 апреля. Непосредственное размещение запланировано на конец апреля.

Бумаги будут торговаться на объединенной площадке ММВБ-РТС. Почти вся документарная база подготовлена, в мае мы ожидаем начало вторичного обращения.

Ставка купона планируется в диапазоне 11,00–11,75%. Оферта на выкуп запланирована в один год. В основу этого решения мы положили проведенный анализа рынка — все-таки инвесторы сейчас консервативны, осторожно относятся к более длинным бумагам. Если инвестор решит остаться держателем наших бумаг, то есть его устраивает доходность, то он оставит их у себя до конца. В случае предъявления мы их погасим.

— Вы рассчитываете на широкий рынок покупателей?

— Мы хотим сделать свои облигации рыночной бумагой. Сегодня существует определенный пул инвесторов, которые рассматривают банк «Кольцо Урала» как кредитное учреждение с понятной рыночной стратегией и хорошей для регионального банка динамикой развития. Эти инвесторы понимают, куда пойдут полученные деньги и как именно они будут формировать прибыль. В то же время мы осознаем, что наш выпуск — дебютный, и потому имеем определенные виды и на институциональных игроков, с которыми сформированы некоторые предварительные договоренности о приобретении части наших облигаций. В целом же размещение облигационного займа — эффективный способ реализации поставленных перед банком задач в части развития бизнеса.

— На что будут потрачены средства, привлеченные через заем?

— Мы продолжим реализацию нашей стратегии, направленной на активное развитие. Для этого у банка имеются все необходимые ресурсы — и финансовые (увеличенный капитал), и качественные (новые технологии, грамотный и отзывчивый персонал, удобные и выгодные продукты для клиентов). Однако для воплощения в жизнь стратегических планов необходимы дополнительные финансовые вливания. Ведь основными составляющими среднесрочной стратегии развития банка на сегодня являются три основных направления.

Во-первых, активное наращение объемов бизнеса в розничном сегменте. Основной упор сделан на потребительские кредиты именно потому, что это самый востребованный банковский продукт на сегодня. В условиях высокого спроса на заемные средства развитие направления розничного кредитования априори выгодно для банка — даже при снижении процентных ставок. Банк регулярно улучшает условия кредитования «частных» заемщиков, делая продукты максимально доступными. Кроме того, успех реализации данного бизнес-направления обусловлен и широкой продуктовой линейкой, ориентированной на разные целевые группы. Стоит отметить, что активное развитие потребительского кредитования в 2011 году позволило банку занять верхние строчки региональных рейтингов, а также совершить существенный рывок в общероссийских банковских топ-листах.

Второе важнейшее направление — развитие сегмента малого и среднего бизнеса, где основной упор банк делает на доступность продукта для потенциального заемщика. Сегодня предварительная оценка финансового состояния клиента по программам кредитования МСБ в банке занимает 30 минут, что является реальным конкурентным преимуществом. Также мы совершенствуем действующую программу финансирования сегмента индивидуальных предпринимателей. В самое ближайшее время в продукт «Лучше не бывает!» будут внесены изменения, которые сделают его максимально понятным и простым в получении.

Третий немаловажный шаг в развитии банка — дальнейшее расширение сети офисов в различных регионах России. 2011 год стал для банка действительно уникальным в части развития филиальной сети — мы открыли 23 отделения банка в 6 регионах России. В нынешнем году планка по числу открываемых офисов ниже, однако основные направления нашей экспансии те же: регионы с высоким уровнем экономического развития и непокрытым спросом на банковские услуги. Банку интереснее открывать отделения в небольших городах, в которых успешно работают одно или несколько градообразующих предприятий.

В целом банк придерживается политики агрессивной экспансии. Это позволяет нам сохранить свою долю рынка, а также иметь задел на дальнейшее поступательное и эффективное развитие бизнеса.

— Если реализация намеченных планов за счет облигационного займа пройдет успешно, будет ли банк и в дальнейшем использовать такой источник привлечения средств?

— Да, мы планируем развивать подобную практику. Первым этапом станет размещение выпуска классических облигаций. На втором этапе банк планирует эмитировать второй выпуск аналогичного объема. Предполагаемое время запуска второго этапа — четыре-пять месяцев, этого достаточно, чтобы облигации стабильно обращались на вторичном рынке, банк получил известность непосредственно как эмитент, а главное — продемонстрировал инвесторам впечатляющие показатели развития бизнеса в новом качестве.
Вернуться в раздел » VIP-интервью
Материалы по теме
27.04.2012 ООО КБ «Кольцо Урала»: полученные от размещения облигаций средства будут направлены на развитие программ розничного кредитования

УрБК, Екатеринбург, 27.04.2012. Успешно закрыта книга заявок на облигации ООО КБ «Кольцо Урала» серии 01. Номинальный ...

20.04.2012 ООО КБ «Кольцо Урала» размещает облигационный заем объемом 1 млрд. рублей

УрБК, Екатеринбург, 20.04.2012. ООО КБ «Кольцо Урала» утвердило дату размещения собственных облигаций. 27 апреля ...

18.04.2012 Дмитрий Суплаков: Размещение облигаций — эффективный способ реализации среднесрочной бизнес-стратегии

На вопросы ИАА «УралБизнесКонсалтинг» ответил начальник управления проектов, анализа и развития банка «Кольцо Урала» ...

12.04.2012 ОАО «Меткомбанк» разместило дебютный выпуск облигаций на 2 млрд. рублей

УрБК, Екатеринбург, 12.04.2012. Состоялось дебютное размещение облигаций ОАО «Меткомбанк». Объем выпуска составил 2 ...

09.08.2011 ООО КБ «КОЛЬЦО УРАЛА»: Основной целью облигационного займа является диверсификация и расширение структуры пассивов банка

УрБК, Екатеринбург, 09.08.2011. «Выпуск облигаций является дебютным и открывает нашу историю публичного привлечения ...