Новости дня
02.04.2012

Роспотребнадзор: финансовая грамотность свердловчан растет

УрБК, Екатеринбург, 02.04.2012. Специалистами защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Свердловской области и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» в рамках мероприятий, посвященных празднованию Всемирного дня защиты прав потребителей в 2012 году, проходящего под девизом «Наши деньги, наши права: кампании за правильный выбор на рынке финансовых услуг», был проведен социологический опрос населения региона. Профессионалов интересовала оценка потребителями действий банков при оказании финансовых услуг.

Анкетирование проводилось в 21 муниципальном образовании Свердловской области. Всего в опросе приняли участие 1174 человека в возрасте от 20 до 77 лет. Активностью отличились женщины: 814 опрошенных — представительницы прекрасного пола; мужчин, ответивших на вопросы, оказалось значительно меньше — 360 человек.

Большинство респондентов (1015 чел.) имели кредитные обязательства перед банками. При этом срок кредитования составлял от 1 года до 3 лет у 483 людей, от 6 месяцев до 1 года — у 240, до 6 месяцев — у 7, свыше 10 лет — у 24. При выборе банка опрошенные чаще всего руководствовались советами родственников, друзей, знакомых (так ответили 604 человека), рекламе в СМИ (телевидение, радио, рекламные щиты и т.д.) доверились 230 человек, 71 человек обратился за помощью юриста, самостоятельный выбор сделали 62 человека.

Кроме того, потребители делали случайный выбор банка, поддавались рекомендациям продавцов в магазине при покупке товара в кредит.

При подписании договора 291 опрошенный признался, что невнимательно читал банковский договор при его заключении, 767 человек ответили, что вчитывались в содержание документа. При этом шрифт для чтения показался удобным 439 людям, неудобным — 625. Вопросы в ходе прочтения договора с банком возникли у 716 человек из числа опрошенных, все они, как утверждают, получили понятные ответы от сотрудников банка.

Чаще всего респондентов не устраивали следующие условия банковского договора: высокие проценты по кредиту; навязывание услуг по страхованию жизни и здоровья, навязывание страховых компаний; невозможность досрочно погасить кредит; невозможность оплаты кредита в выходные и праздничные дни; обязательное наличие поручителя; сроки кредита, предложенные банком; возможность изменения процентной ставки банком в одностороннем порядке и др.

При этом обращались в банк с требованием об изменении договора 65 человек, 967 респондентов смирились с условиями кредитной организации. По требованию 21 опрошенного потребителя были внесены изменения в договор.

Кроме вопросов, касающихся потребительского поведения свердловчан, специалисты задали несколько вопросов, направленных на оценку финансовой грамотности граждан.

Так, на вопрос «Считаете ли Вы обязательным страхование жизни и здоровья при получении кредита?» «да» ответили 329 человек, правильный ответ — «нет» — дали 763 человека. Также большинство (750 человек) верно ответили, что потребитель при получении кредита не обязан открывать расчетный счет в банке, ошибочно согласились бы открыть такой счет 336 человек. Почти все опрошенные знают, что потребитель не должен оплачивать дополнительные комиссии, кроме процентов по кредиту.

Кроме того, респонденты рассказали, с какими нарушениями прав потребителей при оказании финансовых услуг (кредитовании) они сталкивались: взимание дополнительных комиссий за выдачу кредита и ежемесячных комиссий; долгий срок рассмотрения заявок на получение кредита; непрофессионализм сотрудников банка; применение штрафных санкций за досрочное погашение кредита; увеличение процентной ставки по кредиту в одностороннем порядке и прочее.

За восстановление нарушенных потребительских прав по кредитному договору респонденты обращались (обратились бы): к адвокату (юристу) — 462, в консультационный центр для потребителей — 163, в банк — 230, в суд — 225, в Роспотребнадзор — 189, в прокуратуру — 112.

Для налаживания отношений с потребителями банков, по мнению свердловчан, необходимо снизить процентную ставку по кредиту, более доступно излагать информацию потребителям, мобильнее работать с клиентами, доброжелательнее относиться к потребителям, повысить культуру обслуживания клиентов банка и т.д.
Вернуться в раздел » Новости дня
Материалы по теме
10.08.2012 ОАО «Национальный банк «Траст» незаконно взимало ежемесячную комиссию за расчетное обслуживание кредита

УрБК, Екатеринбург, 10.08.2012. Октябрьский районный суд частично удовлетворил исковые требования клиентки ОАО ...

05.10.2011 Высший арбитражный суд РФ признал незаконной практику начисления процентов на проценты по просроченным кредитам

УрБК, Москва, 05.10.2011. Высший арбитражный суд РФ признал незаконной распространенную банковскую практику начисления ...

31.03.2011 Роспотребнадзор: Большинство свердловчан не знают, как защитить свои права по кредитному договору

УрБК, Екатеринбург, 31.03.2011. Управление Роспотребнадзора по Свердловской области опубликовало результаты ...

15.03.2011 Роспотребнадзор: Граждане должны повышать свою финансовую грамотность

В преддверии Всемирного дня защиты прав потребителей уральский Роспотребнадзор обнародовал итоги работы за 2010 год. ...

26.07.2010 Наибольшее число жалоб граждан в ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» поступает на банки «Хоум Кредит энд Финанс» и «Ренессанс Капитал»

УрБК, Екатеринбург, 26.07.2010. Специалисты отдела экспертиз в сфере защиты прав потребителей ФГУЗ «Центр гигиены и ...